Ряд зарубежных изданий, откровенно торжествуя, понес новость о том, что Индия готова присоединиться к группе стран, ранее принявших на законодательном уровне ограничения на покупку российской нефти, так называемый потолок цен. В частности, об этом со ссылкой на свои закрытые источники в Министерстве промышленности пишет издание The Telegraph India. Сообщается, что в том случае, если стоимость черного золота российского происхождения превысит 60 долларов за бочку, официальный Дели готов внедрить уже упомянутый ограничительный механизм, то есть физически вынудить наших нефтяников осознанно продавать сырье ниже рыночной планки, провоцируя тем самым убытки как корпоративные, так и бюджетные.
Достоверность информации, равно как и надежность источников, оставим на совести издания. При этом рассмотрим, насколько вероятен подобный сценарий и, главное, что будет, если Индия действительно начнет применять потолок цен для российской нефти.
Начать, пожалуй, нужно с того, что Индия — один из самых давних торговых партнеров нашей страны, но данная формулировка отражает развитие двусторонних отношений лишь частично. Дело в том, что товарооборот между
Москвой и Дели растет с завидной стабильностью. В сентябре
Владимир Путин на полях Шанхайской организации сотрудничества (
ШОС) в
Самарканде встречался с премьер-министром Индии
Нарендрой Моди. Во время беседы лидеры отметили рост взаимного товарооборота в первом полугодии на 120 процентов по сравнению с 2021 годом. В абсолютных цифрах страны за шесть месяцев наторговали между собой на общую сумму в 11,5 миллиарда долларов.
Впрочем, мы увлеклись военной тематикой, давайте вернемся в более привычную для нас нишу энергетики.
Среднестатистический житель абсолютно любой страны в гораздо большей степени интересуется только тем, что влияет на его собственную жизнь. Условно говоря, жителям
Тулы гораздо важнее знать, что происходит внутри России и в соседней
Белоруссии вместе с
Украиной.
Это совершенно нормальный и объясняемый акцент внимания. Потому большинство наших сограждан в изрядной степени воспринимают Индию как далекую и жаркую страну, нечто полумифическое из детских сказок. При этом, конечно, Индия — это крупнейшая страна региона, с мощной и бурно растущей экономикой и реальным сектором, а главным вызовом для нее является соперничество с соседним
Китаем — точно таким же демографическим и промышленным гигантом.
Как уже упоминалось выше, имеет место постоянное увеличение, для сравнения: в 2020-м товарооборот составил 9,2 миллиарда, при этом важно отметить, что российский экспорт превышает обратный поток товаров и услуг. Если говорить конкретно, то за весь 2021 год (напоминаем: мы сравниваем с первым полугодием 2022-го) российский экспорт достиг отметки в 9,1 миллиарда, в то время как обратный индийский импорт всего лишь 4,4 миллиарда. Благодаря столь стремительному росту
Россия в списке торговых партнеров полуторамиллиардной Индии всего за два года взлетела с 25-го на седьмое место.
За счет медийной огласки на слуху в основном совместные проекты военно-технической направленности. В частности, Москва поставила Дели почти три сотни современных истребителей
Су-30МКИ, а местная корпорация HAL (Hindustan Aeronautics Limited) получила лицензию на сборку машинокомплектов для боевых самолетов, поставляемых из России.
В этом же списке фигурируют танки
Т-90С, число которых по итогам выполнения контракта в строю индийской армии должно превысить планку в две тысячи штук.
Обязательно нужно упомянуть успешную совместную разработку противокорабельной ракеты
BrahMos, созданной на базе российского аналога — ракеты П-800 "Оникс".
Добавим сюда и детище "Северного проектно-конструкторского бюро", которое по прямому заказу Министерства обороны Индии разработало фрегат проекта 1135.6 "Тальвар". Боевые корабли строились на калининградском заводе "Янтарь" и сегодня уже выполняют боевые задачи в теплых водах
Индийского океана.
В настоящий момент население обеих стран оценивается в 1,4 миллиарда человек, но цифра эта довольно условна. Специалисты неоднократно отмечали, что реальные цифры населения Индии могут разительно отличаться от заявленных. Одна из причин — все еще достаточно низкая урбанизация, при которой львиная доля граждан проживает в сельской местности.
На этот факт накладываются сугубо религиозные особенности, когда в отдельных течениях индуизма родители не регистрируют детей в государственных органах. Цифры тут разнятся, но некоторые исследователи называют число в 100-200 миллионов человек, которые сейчас проходят, что называется, ниже учетных и статистических радаров.
То есть размер внутреннего рынка Индии и его привлекательность для любых внешних поставщиков приблизительно понятны.
Нарендра Моди находится при власти уже полных восемь лет — в том числе по той причине, что правительство под его руководством проводит глобальные внутренние преобразования, связанные в первую очередь с модернизацией энергетики, без которой невозможен ни рост производства, ни сопутствующий рост экономики. Естественно, что для обеспечения полутора миллиардов человек светом, горячей водой, бензином, асфальтом, пластиком и прочими продуктами современного мира нужна поистине прорва энергоресурсов. Проблема в том, что Индия ими не так уж и богата, потому импорт энергоносителей имеет для Дели без преувеличения жизненно важное значение — и одну из главных скрипок на этой сцене играет именно Россия.
Не будем утомлять вас очередными цифрами статистики и сравнений год к году. Скажем лишь, что по итогам девяти месяцев импорт угля энергетических марок вырос втрое и составил 8,4 миллиона тонн. Российские угольщики уступили пальму первенства здесь только индонезийцам и австралийцам — двум главным мировым игрокам, при этом их доля в годовом выражении практически не увеличилась. И это, напомним, при собственной добыче в 900 миллионов тонн.