(Ст.63-) Закон о выборах президента России.
Статья 63. Возврат денежных средств кандидатами, политическими партиями
(наименование статьи дополнено с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ - см. предыдущую редакцию)
1. До представления итогового финансового отчета кандидат обязан возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования в его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку.
2. Денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах, по истечении 60 дней со дня голосования филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислить по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в доход федерального бюджета.
3. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
3_1. Обязанность кандидатов, политических партий, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, возникает со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 годаФедеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
4. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
5. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
6. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
7. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
8. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
9. Пункт утратил силу с 6 августа 2005 года - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
10. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
11. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
12. Пункт утратил силу с 1 августа 2009 года - Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Статья 64. Финансовое обеспечение избирательных комиссий
1. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение деятельности избирательных комиссий, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, а также на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные настоящим Федеральным законом. *64.1)
2. За счет средств федерального бюджета, включая остатки средств предыдущих периодов, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
1) подпункт утратил силу с 6 августа 2005 года - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
2) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях (подпункт дополнен с 6 августа 2005 годаФедеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); *64.2.3)
3) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
4) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
5) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;
6) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;
7) на развитие избирательной системы, в том числе на внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов, на реализацию целевых программ;
8) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов Президента Российской Федерации, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации. *64.3)
4. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации в порядке и размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается, за пользование денежными средствами, находящимися на счетах, банк не уплачивает проценты. Избирательные комиссии ведут бухгалтерский учет по использованию средств, выделенных им из федерального бюджета.
6. Формы отчетов избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см.предыдущую редакцию).
7. Участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения).
8. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и передает в средства массовой информации отчет о расходовании средств федерального бюджета, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе, а также размещены в сети "Интернет".
Статья 65. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, а также для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации создаются контрольно-ревизионные службы. *65.1)
2. В контрольно-ревизионную службу входят: руководитель контрольно-ревизионной службы, его заместитель (заместители), назначенные в контрольно-ревизионную службу члены соответствующей избирательной комиссии и специалисты из числа руководителей и специалистов государственных (правоохранительных, финансовых и других) и иных органов, организаций и учреждений, включая Министерство юстиции Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Сберегательный банк Российской Федерации, главное управление (национальный банк) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Указанные органы, организации и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обязаны откомандировать специалистов в распоряжение избирательной комиссии на срок не менее пяти месяцев (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
3. На время работы в контрольно-ревизионной службе специалисты, указанные в пункте 2настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
5. Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии:
1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, нижестоящих избирательных комиссий;
2) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
3) организует проверку достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, о денежных вкладах, ценных бумагах, об акциях и ином участии в капитале коммерческих организаций; об имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление, об иных обязательствах имущественного характера;
4) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидатов;
5) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, в организации независимо от форм собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов Президента Российской Федерации. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
6) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов Президента Российской Федерации;
7) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании кандидатов;
8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы" (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 годаФедеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента Российской Федерации
Статья 66. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень: *66.3)
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
2) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово "самовыдвижение";
4) подпункт утратил силу с 14 марта 2009 года - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 3-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
6) информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6 и пунктом 7 статьи 34, подпунктами 1 и 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется);
7) сведения из финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также сведения о результатах проверки этих отчетов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться сведения о судимости кандидата (пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *66.4)
5. Пункт утратил силу с 27 июля 2006 года - Федеральный закон от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
6. На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших на данных выборах Президента Российской Федерации зарегистрированных кандидатов (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
7. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.
8. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
9. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
9_1. Для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, указанные в пунктах 3, 4 и 9 настоящей статьи, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 28 июня 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 143-ФЗ).
10. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а занесенные в нее данные не имеют юридического значения (пункт дополнен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
11. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней. Для голосования также могут использоваться комплексы для электронного голосования. Технические средства подсчета голосов, комплексы для электронного голосования используются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *66.11)
12. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 67. Избирательный бюллетень
1. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 годаФедеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *67.1)
2. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 годаФедеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *67.2)
2_1. В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 28 июня 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 143-ФЗ).
3. В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *67.3)
4. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
1) фамилия, имя и отчество;
2) год рождения;
3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см.предыдущую редакцию);
4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
5) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слова: "самовыдвижение";
7) подпункт утратил силу с 14 марта 2009 года - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 3-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
8) если кандидат в соответствии с пунктом 8 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35настоящего Федерального закона указал на свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, краткое наименование данной политической партии, данного общественного объединения и статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объединении (подпункт дополнительно включен с 6 августа 2005 годаФедеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ).
5. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат (пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2006 года Федеральным законом от 12 июля 2006 года N 107-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
5_1. В случае, если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты (пункт дополнительно включен с 15 июля 2006 годаФедеральным законом от 12 июля 2006 года N 107-ФЗ).
6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кандидата, которые вносятся в избирательный бюллетень на основании соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию до утверждения его текста (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2006 года Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
7. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
8. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
9. Количество избирательных бюллетеней определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Избирательные бюллетени изготавливаются в два этапа: *67.9.1)
1) для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, - не позднее чем за 20 дней до дня голосования. При этом для обеспечения досрочного голосования избирательные бюллетени изготавливаются по решению избирательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации в количестве, определенном ими в пределах количества избирательных бюллетеней, определенного для соответствующих субъектов Российской Федерации решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а для обеспечения голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, - по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в определенном ею количестве;
2) для обеспечения голосования в день голосования - не позднее чем за 10 дней до дня голосования по решению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в количестве, определенном решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, за вычетом бюллетеней, ранее изготовленных для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
10. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются по акту членам избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, разместившая заказ на изготовление избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам данной избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
11. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территориальным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций. На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, имеющих открепительные удостоверения, количество избирательных бюллетеней по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть увеличено. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
12. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются (пункт дополнен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
13. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см.предыдущую редакцию).
14. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.
15. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах. При необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, эти изменения и дополнения по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть внесены в избирательные бюллетени членами территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
16. В случае регистрации кандидата менее чем за десять дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см.предыдущую редакцию).
17. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. *67.17)
18. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные впункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем соответствующей избирательной комиссии в опечатанном виде вместе с другой документацией избирательной комиссии (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
19. В случае проведения повторного голосования сроки, указанные в настоящей статье, могут быть сокращены по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, но не более чем в три раза.
Статья 68. Открепительное удостоверение
____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ, - см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
1. Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Открепительное удостоверение имеет отрывной талон и изготавливается по форме согласноприложению 3 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются не позднее чем за 60 дней до дня голосования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая определяет также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении. *68.1)
2. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.
3. Размещение заказа на изготовление открепительных удостоверений осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании своего решения.
4. Передача открепительных удостоверений вышестоящей избирательной комиссией нижестоящим избирательным комиссиям осуществляется на основании решения вышестоящей избирательной комиссии о распределении открепительных удостоверений между нижестоящими избирательными комиссиями и в порядке, установленном для передачи избирательных бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений.
5. Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в открепительное удостоверение и отрывной талон фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепительное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избирательной комиссии.
8. Территориальная избирательная комиссия выдает открепительное удостоверение избирателю либо его представителю на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 7 статьи 26 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается.
9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.
10. При выдаче избирателю открепительного удостоверения в участковой избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший открепительное удостоверение, в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.
11. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторного голосования - открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В случае получения открепительного удостоверения (при проведении повторного голосования - открепительного удостоверения без отрывного талона) на основании доверенности представителем избирателя в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей указываются серия и номер паспорта избирателя или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей.
12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах Президента Российской Федерации и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.
14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой избирательной комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем. После этого у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели включены в список избирателей, хранятся вместе с указанным списком избирателей.
15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения избирательная комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей избирательной комиссии и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. На основании этого решения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие избирательные комиссии. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя в список избирателей. При предъявлении избирателем такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию.
16. В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются вместе с отрывными талонами. Соответствующая избирательная комиссия составляет акты о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием числа таких удостоверений и талонов. Если Президент Российской Федерации был избран в результате общих выборов либо общие выборы Президента Российской Федерации были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов Президента Российской Федерации. Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа и номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей избирательной комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
17. Передача открепительных удостоверений избирательным комиссиям и учет открепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС "Выборы", осуществляются в порядке, утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 16 статьи 62 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)