Выборы в Г.Д. Р.Ф. (Ст-16-)
Статья 16. Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации
____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ, - см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
3. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
4. Основанием для включения в список избирателей гражданина Российской Федерации, проживающего за пределами территории Российской Федерации или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное заявление, поданное не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в соответствующую участковую избирательную комиссию, либо устное обращение в день голосования.
5. Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка и наименования субъекта Российской Федерации.
6. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы (далее - открепительное удостоверение).
7. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка и наименования субъекта Российской Федерации. Избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона в месте их пребывания или месте, определенном решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для проведения голосования таких избирателей, по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования (часть дополнена с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ - см.предыдущую редакцию).
7_1. На избирательных участках, образованных в соответствии с частью 4 статьи 13настоящего Федерального закона на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей составляются в день голосования. Избиратели, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей по предъявлении открепительного удостоверения (часть дополнительно включена с 8 ноября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ).
8. Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральный орган исполнительной власти в области миграции или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также соответствующих документов, выданных указанными органами.
9. Граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в список избирателей при явке в помещение участковой избирательной комиссии на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения. Указанные граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании устного обращения в день голосования (часть в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
10. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства (при отсутствии места жительства в пределах Российской Федерации - места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка (часть в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
11. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае, предусмотренном частью 13 статьи 15 настоящего Федерального закона, - председателем и секретарем участковой избирательной комиссии) и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи.
12. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Статья 17. Ознакомление избирателей со списками избирателей
1. Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования, а в предусмотренных частями 4-6 статьи 15 настоящего Федерального закона случаях составления списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей (часть в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
2. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
3. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
4. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в части 10 статьи 15 настоящего Федерального законасведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы
1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;
4) участковые избирательные комиссии.
2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
3. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия.
Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 20. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
1. Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в качестве территориальных избирательных комиссий. Если на соответствующей территории отсутствует такая территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, то она формируется в соответствии с указанным Федеральным законом не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца. Сообщение о формировании территориальной избирательной комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в ее состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.
2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие территориальные избирательные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования территориальных избирательных комиссий, установленныхФедеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации. Такие территориальные избирательные комиссии формируются в составе не менее пяти и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под ограничения, препятствующие приобретению статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе возложить полномочия таких территориальных избирательных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации.
4. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, определяется сформировавшей их избирательной комиссией.
5. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность территориальных избирательных комиссий, распространяются на территориальные избирательные комиссии, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ) до дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва применяются без учета изменений, внесенныхФедеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ.
____________________________________________________________________
1. Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", со следующим количеством членов в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
1) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
2) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
3) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и (или) на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов участковой избирательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета.
3. Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может быть менее 15 дней. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.
4. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования (часть дополнена с 11 мая 2007 годаФедеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
5. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации (часть дополнена с 11 мая 2007 годаФедеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
6. При формировании участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации:
1) требование о максимальном количестве членов участковой избирательной комиссии, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не применяется, если на избирательном участке зарегистрировано более 3000 избирателей;
2) предложение по кандидатуре в состав участковой избирательной комиссии, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, подлежит обязательному учету только в случае, если гражданин Российской Федерации, который обладает активным избирательным правом и кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства.
(Пункт дополнен с 26 мая 2009 года Федеральным законом от 12 мая 2009 года N 94-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вышестоящая территориальная избирательная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. *21.7)
Статья 22. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ) до дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва применяются без учета изменений, внесенныхФедеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ.
____________________________________________________________________
1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в случае регистрации федерального списка кандидатов - по одному такому члену избирательной комиссии в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии.
2. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными, лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, выборные должностные лица, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций муниципальных районов, городских и сельских поселений, в том числе городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица политических партий (часть дополнена с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
3. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса соответствующие избирательные комиссии выдают удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. *22.3)
4. Срок полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается со дня получения соответствующей избирательной комиссией письменного уведомления политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и письменного заявления гражданина о его согласии на такое назначение. В названном уведомлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства гражданина, назначенного членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса. На срок, указанный в части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, работодатель обязан предоставить члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы.*22.4)
5. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время назначившей его политической партией по решению уполномоченного на то органа политической партии и переданы другому лицу.
6. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных политическими партиями, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам данных выборов депутатов Государственной Думы, продолжается до окончания регистрации федеральных списков кандидатов на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после дня официального опубликования результатов выборов. Полномочия членов иных избирательных комиссий прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если политической партии отказано в регистрации федерального списка кандидатов либо регистрация выдвинутого политической партией федерального списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных такой политической партией, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, аннулирования или отмены регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
(Часть дополнена с 26 мая 2009 года Федеральным законом от 12 мая 2009 года N 94-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. За политическими партиями, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам данных выборов депутатов Государственной Думы, в течение срока полномочий Государственной Думы соответствующего созыва сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
(Часть дополнена с 26 мая 2009 года Федеральным законом от 12 мая 2009 года N 94-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий. Содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий
1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии состатьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, организации, в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет более 30 процентов, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
4. Государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, организации независимо от формы собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям безвозмездно (часть в редакции, введенной в действие с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ; дополнена с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
5. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а при получении представления в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Правоохранительные органы незамедлительно информируют о результатах проверки и принятых мерах обратившуюся с представлением избирательную комиссию.
Статья 24. Статус членов избирательных комиссий
Статус членов избирательных комиссий как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 25. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:
1) организует подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью избирательных комиссий;
2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;
3) принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;*25.3)
4) оказывает нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь;
5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС "Выборы", ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов; *25.5)
6) доводит до сведения политических партий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, представленных исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, данные о числе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации;
7) заслушивает сообщения представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
8) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств, а также за поступлением средств в избирательные фонды политических партий и расходованием этих средств;
9) заверяет и регистрирует федеральные списки кандидатов, публикует зарегистрированные федеральные списки кандидатов, при этом не публикуются следующие сведения о каждом из кандидатов: адрес места жительства в части наименования улицы, номера дома и квартиры, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина (пункт дополнен с 11 мая 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ - см. предыдущую редакцию); *25.9)
10) регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, в том числе уполномоченных представителей политических партий по финансовым вопросам;
11) заверяет списки уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам;
12) выдает зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам политических партий удостоверения установленного образца;
13) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории Российской Федерации;
14) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации;
15) утверждает формы (в том числе при необходимости машиночитаемые) документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, определяет способы защиты избирательного бюллетеня, открепительного удостоверения, а при необходимости - способы защиты списка избирателей и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, решает вопросы, касающиеся изготовления указанных документов;*25.15)
16) утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке;
17) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
18) устанавливает порядок доставки в избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела, порядок хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения указанных документов; *25.18)
19) разрабатывает нормативы технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; *25.19)
20) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов;
21) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов;
22) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, избраны депутатами Государственной Думы, и выдает им удостоверения об избрании;
23) определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование;
24) составляет списки зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Государственной Думы, и передает эти списки и необходимые документы в Государственную Думу;
25) назначает и организует повторные выборы;
26) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их должностных лиц и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
27) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом иФедеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 26. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:
1) координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь;
2) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации;
4) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации, в том числе между территориальными избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;
5) осуществляет контроль за поступлением средств в избирательные фонды соответствующих региональных отделений политических партий и расходованием этих средств;
6) регистрирует уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам:
7) заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов;
8) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
9) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, а также порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; *26.9)
10) контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых указанными избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;
11) контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования);
12) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;
13) контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей;
14) осуществляет контроль за соблюдением порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;
15) осуществляет меры по распределению бесплатного эфирного времени между региональными группами кандидатов;
16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов;
17) утверждает в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, текст избирательного бюллетеня на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания;
18) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней и передачу их в территориальные избирательные комиссии;
19) обеспечивает передачу в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
20) устанавливает итоги голосования в субъекте Российской Федерации, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования (протоколы об итогах голосования на каждой из частей территории субъекта Российской Федерации) в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
21) опубликовывает (обнародует) итоги голосования в субъекте Российской Федерации в региональных государственных средствах массовой информации;
22) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, их должностных лиц и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
23) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом иФедеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов, соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, информирует население о месте нахождения и номерах телефонов территориальной и участковых избирательных комиссий;
2) формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей;
3) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
4) составляет отдельно по каждому избирательному участку списки избирателей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4-7 статьи 15 настоящего Федерального закона, уточняет сведения об избирателях;
5) заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
6) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, в том числе между участковыми избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;
7) организует доставку в участковые избирательные комиссии избирательных бюллетеней и иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
8) выдает избирателям открепительные удостоверения;
9) оказывает методическую, организационно-техническую и иную помощь участковым избирательным комиссиям в организации голосования на избирательных участках;
10) осуществляет контроль за соблюдением на соответствующей территории порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации;
11) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
12) контролирует и обеспечивает соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования;
13) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабин для голосования, ящиков для голосования) для участковых избирательных комиссий;
14) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации;
15) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в вышестоящую избирательную комиссию или архивное учреждение субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или уничтожает указанные документы по истечении сроков их хранения; *27.15)
16) информирует избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;
17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом иФедеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 4, 5, 8 и 16 части 1 настоящей статьи. Территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 2, 4, 5, 8 и 16 части 1 настоящей статьи.