Print

Вектор геополитичекого развития нашей страны.

 

5.2. ГЕОПОЛИТИКА  ВЕКТОРА  РАЗВИТИЯ. НАШ ПУТЬ - МОРЕ ИЛИ СУША?

 

Чтобы говорить о геополитике государства, которая ещё только формируется в некоторых её разделах, я хотел бы предложить свою интерпретацию её уточнения в некоторых её разделах, к подходу о квалификации государств по отношению к терминам МОРЕ или СУША. И дополнить разделом – Геополитика федеративного строительства России.

 

Как мы знаем, в геополитику входит раздел описания возможных угроз на перспективу, поиска обеспечения безопасности своей страны, к внешнему миру, используя свои сильные стороны и укрепляя слабые. Поиску союзников и партнёров, в том числе, для создания общего экономического пространства, с возможной перспективой к ещё более близким отношениям, с частью из них.

 

 

Во - первых современную геополитику, я предлагаю разделить на военно-политическую геополитику, то есть силовуюи политико-экономическую геополитику, (геоэкономика) то есть мягкую.

 

Первую, предлагаю рассматривать с точки зрения чисто военных угроз, и способов ограничения её роста, через создание  военных союзов, не допуская на свою территорию,  не контролируемую экономическую экспансию и чуждую идеологию других стран. Вторую – рассматриваю с точки зрения потенциальной угрозы, за счёт экономического роста на перспективу и способов поставить преграды с помощью политико-экономических приёмов. Путём введения пошлин, стандартов, запрета строительства торговых коридоров и других не военных способов, не угрожая напрямую военной силой. Страна, которая  в полной мере достигла обоих этих признаков, в геополитическом понимании, может называться страной  суверенного МОРЯ или страной  суверенной СУШИ.

 

Для сверхдержав и экономически развитых государств, многие старые определения,  применительно к военно-политическому применению, устарели. В силу использования тех военных сил, которые применяют эти страны. Авиация и крылатые ракеты, стратегическая ядерная составляющая, практически не влияют на учитывание таких естественных преград, как океаны, реки, горы, тундра, пустыни, болота, время суток и так далее. В расчёт берётся, только расстояние, и время доставки, количество средств для победы, с возможностью отражения ответного удара.

 

 В случае локальных войн, на расчёты стали существенно влиять, не так погодные и климатические условия, их можно и подождать, а целесообразность политического решения. В котором существенную корректировку делают исходя из экономической составляющей - прямых затрат на войну или конфликт, а после и до неё - экономического, политического и военного последствий в международном контексте для страны применившей силу и для страны против кого применили силу.

 

Следовательно в определении военно-политической геополитике – МОРЯ,  нужно учитывать способность  раздвигать военные эскадры для свободного прохождения торговых караванов, имея для этого дипломатическое прикрытие и военную составляющую. В случае определения суверенной СУШИ, иметь свободные или контролируемые сухопутные коридоры для внешней торговли.  К слову, контролируемость торгового пути внутри другой страны может быть прямой или косвенной. Косвенный контроль осуществляется собственностью на торговый путь (трубопровод) в другой стране или его цикличный контроль, например через повстанцев.

 

В определении количества населения в геополитике нужно вносить поправки на его образованность, мобильность, расселённость, однородность и общность ценностей. В понятие уровень жизни, должны входить продолжительность жизни, медицинское обслуживание, уровень потребления и перспективный запрос на него. И  некоторые другие характеристики.  Способность государства самостоятельно производить основной набор необходимых и стратегически нужных потребительских и промышленных товаров, включая военные. Его способность самостоятельно добывать и перерабатывать природные ресурсы. Прокладывать дороги и  строить порты.Основу определения общего ВВП в геополитике, определять не только   по его количеству, но и качеству. Пример СССР очень контрастно это показал. Как говорят военные – какого поколения военная техника?

 

Имея способ защитить себя от внешних угроз, территория для нас имеет стратегическое значение, в плане увеличения количества населения, для дальнейшего роста внутренней экономики. Для увеличения внешней торговли, необходимо современное образование, для подготовки научных и инженерных кадров, так как именно с их помощью  создаётся востребованная и конкурентоспособная продукция и создаётся и поддерживается военный баланс между странами.

 

Мы находимся на стадии формирования много полярного мира, где  много векторная политика, уменьшает затраты на оборону и увеличивает экономическое благосостояние граждан. На это же направлены созданные и создаваемые общие экономические пространства, защищаемые военными  блоками.  Это и есть геополитические центры силы или геополитические  полюса. Поэтому понятия МОРЕ или СУША не совсем подходят для стран входящих в геополитические зоны, и эффективны к применению при рассмотрения отдельных стран. 

 

К классическим странам МОРЯ принадлежат  островные государства Япония и Великобритания, так как это островные промышленно развитые страны. К СУШЕ традиционно относят страны не имеющих прямого выхода к морям, или потерявшие его, например, часть стран бывшей Югославии - Сербия, Македония, Босния.  И наоборот,  такая страна как Китай, традиционно относилась к странам СУШИ, торгуя веками по проложенному Шёлковому пути. Сейчас баланс торговли Китая увеличен в сторону морских перевозок, и он стоит на пути полноправного членства в морские державы и перехода в страны МОРЯ. Такие континентальные страны как США и Австралия, несомненно, относятся  к странам МОРЯ, из-за их торгового экспортно-импортного баланса в пользу моря. А вот другие континентальные страны, которые имеют прямой выход к океану, можно отнести сегодня к МОРЮ лишь в том случае, когда их торговля морем имеет  перевес  над торговлей по суше.  

 

Между тем появившиеся совсем недавно, новые возможности, такие как морские трубопроводы, и строительство заводов по сжиженному газу,  могут поменять и наш торговый баланс в сторону морских перевозок и изменения статуса нашей страны на страну МОРЯ.  Учитывая  попытки блокирования нам сухопутных коридоров для торговли, для нас выходы к морям на Дальнем Востоке и Европейской части страны, жизненно необходимы.  Военная составляющая триединства ядерного щита, говорит о том же.  Следовательно, вектор развития для России, учитывая размер территории, это сбалансированность перевозок, основанных на экономической целесообразности и нашей национальной безопасности.  С возможным уклоном в сторону перевозок по морю, но для этого, нужен соответствующий торговый баланс с теми странами, которые заинтересованы в нашем товаре, а мы в их.

 

Даже те страны СУШИ, которые имеют  вокруг себя  большой рынок сбыта для своего товара, относительно собственных экономик, очень уязвимы от отношений с соседними странами и крупными странами, интересы которых противоречат интересам этих стран. Например -  Азербайджан и Туркмения. Поэтому перспектива объединения в общие экономические пространства будут  только нарастать. Так как они обусловлены взаимными взаимовыгодными  экономическими интересами, интересами военной безопасности, качественного и количественного экономического развития.

 

Поэтому, более перспективными, в настоящий момент и на перспективу, являются страны МОРЯ, хотя при свободной торговле без преград, это определяет экономическая целесообразность. И именно и из-за этого, стоит создавать геополитические полюсы, за счёт чего, страны, не имеющие выхода к морю имели бы выход к ним, а страны имеющие выход к морю, но не обладающие экономическими возможностями для этого, стали полноценными странами МОРЯ. 

 

При такой тенденции, на далёкую перспективу, возможны ещё более крупные объединения, уже геополюсов или крупных стран, в том числе для укрупнения и развития транснациональных компаний. Так как политике не выгодно, иметь транснациональные компании с такими огромными оборотами, которых достигли они в последнее время из-за того, что они,  получив свободные деньги в обороте, начинают задумываться о создании своих собственных государств. Без обязательств перед обществом и государством, которое их и взрастило, давая им: налоговые льготы, программы господдержки, рынки сбыта и так далее.

 

Для сбалансированного и безопасного развития глобализирующегося мира, необходимы общие долгосрочные интересы для взаимного развития и безопасности. Если мы хотим, чтоб наши потомки не исчезли, вместе с гибелью нашей Солнечной системы, пусть и через миллиарды лет, мы должны подумать об этом уже сейчас, на том уровне, которого достигли на данный момент. Потому, что космос, притом дальний, не поднять ни одной крупной стране, или самому могучему геополитическому центру, в одиночку.  Мало того, добыча природных ресурсов ощутимо сдвинулась в сторону разработок на морском шельфе. Учитывая количество населения на планете и ощутимые нехватки продовольствия и воды, которые можно получить только за счёт моря, требуются колоссальные вложения в эти разработки.

 

 Которые позволят создать, в необходимых объёмах, промышленность по разведению рыб и морского сельского хозяйства.  Превратиться из «морских кочевников» на море, в  «морских земледельцев». В перспективе, строительства городов на мелководье в безопасных и благоприятных районах океана. Но для этого нужны усилия всех стран, для поиска взаимоприемлемого общего решения, в том числе, в области экологии. Это могут быть, только общие усилия всех народов мира, будут ли они к тому времени одним народом или останутся сами по себе, по принципу самоиндификации и исключительности.

 

На данный момент интернационализм и мультикультуризм проходят свои кризисные моменты, где продолжается поиск преодоления накопившихся противоречий и просто нахлебничества, с завышенными требованиями внимания по отношению к себе, своим способностям и возможностям. Чтобы продолжить говорить о геополитике, я хотел бы предложить свою интерпретацию уточнений для части этих разделов.

 

Сложность определения статуса заключалась в том, что иногда страна имея выход в море, по факту не может им пользоваться в полной мере. Для удобства определения предлагаю упрощённо классифицировать страны по геополитическим характеристикам.

 

=========================.Дорабатывается.

 

Данная квалификация перекликается и стыкуется с вопросом о полном статусе суверенитета страны в вопросе принятия самостоятельного военно-политического и политико-экономического решения, невзирая на всевозможные давления разного рода.

 

Военно-политическую геополитику  применяют при прямых военных угрозах со стороны конкретной страны или блока стран наращивающих своё военное присутствие и свою военную мощь непосредственно возле  наших границ, и исходя из этого, нами принимаются меры по ограничению роста угроз, своим военным потенциалом или вхождением, созданием, военных блоков противостоящих угрозам.

 

Одновременно не допуская на свою территорию, не контролируемую экономико- миграционную экспансию с чуждой и вредной идеологией и последствиями.  То есть в области внутренней геополитики экономико-миграционная составляющая входит в понятие военно-политическая геополитика, так как она является опасней внешних экономических угроз в мирное время, за счёт каждодневного ослабления государства. И стоит в опасном ряду угроз в случае мобилизации экономики и населения для отражения внешних угроз. Мягкие угрозы не ведут к открытой военной угрозе, но ведут к затруднениям применения военной силы нами, в случае необходимости защиты нашего внутреннего суверенитета или помощи другой стране по достигнутым ранее договорённостям.

 

Основой определения в политико-экономической геополитике - МОРЕ или СУША, нужно брать соотношение общего материального и денежного объёма внешней торговли морем с сопоставлением объёма внешней торговли сушей. И только тогда, когда государство, используя свой доступ выхода к морю, достигает полного его воплощения по основным характеристикам импорта- экспорта в общей торговле, его можно назвать государством -МОРЯ.  Так как современные государства по своему развитию находятся на разных ступенях развития, то не всегда используют свои преимущества выхода к морю. В том, числе из-за традиционных экономических партнёров, связь с которыми  происходит по многовековым традиционным сухопутным торговым коридорам,что в совокупности причин не всегда позволяет им, с экономической точки зрения, использовать свой естественный выход к морю, в полной мере.  Или же у них нет достаточных экономических условий для полного использования морских перевозок и их загруженности применительно к общему объёму торговли.

 

В этом же ключе, я предлагаю к основным терминам, МОРЕ или СУША, добавить термин, неполного МОРЯ, обозначающий переходной промежуточный или не определившейся период, для государств имеющих выход к морю, но не пользующихся им в полной мере. И только тогда, когда государство, используя свой доступ выхода к морю, достигает полного его преобладания над сухопутными поставками по основным характеристикам импортно- экспортной внешней торговле, его можно назвать государством –МОРЯ, в области политико-экономической геополитики.

 

Что касается внутреннего содержания геополитики в военно-политической области. то с точки зрения военно-морских сил, я разделяю страны прибрежного МОРЯ (ограниченных задач) и страны открытого МОРЯ (океана, глобальных задач).

 

Для перехода в страны открытого МОРЯ в сегодняшнем измерении, с моей точки зрения, нужно обладать хотя бы одним авиа несущим кораблём, высокоточным оружием и спутниками космической поддержки. Я сознательно не включаю сюда такую военную составляющую как обладание ядерным оружием и подводным стратегическим флотом. Так как это стоит над понятием принадлежности к МОРЮ или СУШЕ, и относится к статусу официальной или непризнанной ядерной державы, то есть обладанием оружия массового поражения.

 

Основу определения общего ВВП в геополитике, определять не только по его количеству, но и качеству. Качество зависит от связанности ВВП, завязанное на минимальном содержании своего населения, следовательно, о способности иметь свободные средства для развития  страны.  В ином случае, территория служит только источником обогащения для отдельных лиц внутри государства за счёт поставки сырья, для которых население является лишней обузой. Для увеличения экономики страны за счёт внешней торговли, необходимо образование, так как именно оно ведёт подготовку научных и инженерных кадров, с помощью которых создаётся востребованная и конкурентоспособная продукция, с возможность поддерживать военный баланс.

 

 

 

 

 

Powered by Bullraider.com