Просто мурашки по коже: в Самаре создали революционный БПЛА. Такой двигатель открывает новую эру для беспилотной авиации https://dzen.ru/a/ZYVSTOvCJlTsglHf
В стенах Самарского университета, носящего имя выдающегося конструктора С.П. Королёва, сейчас проходят важные испытания нового двигателя, который можно назвать по-настоящему революционным.
Это по-настоящему миниатюрный газотурбинный двигатель, которому присвоили обозначение МГТД-22 и имя «Колибри».
Как подчеркнул руководитель Инжинирингового центра, Иван Зубрилин, этот крохотный мотор способен коренным образом трансформировать летные характеристики небольших, но очень быстрых и грузоподъемных беспилотников. Он может вывести их возможности на совершенно новый уровень.
Уникальная конструкция позволяет создать высокую тягу в компактном корпусе
По словам Зубрилина, МГТД-22 «Колибри» имеет ряд конструктивных особенностей, которые позволили создать по-настоящему мощный и при этом компактный двигатель для беспилотных аппаратов.
Во-первых, это полноценный газотурбинный двигатель, работающий по тому же принципу, что и большие авиационные моторы. Воздух под высоким давлением поступает в камеру сгорания, смешивается с топливом, происходит горение. Продукты горения выходят через сопло, создавая реактивную тягу.
Во-вторых, двигатель оснащён встроенной цифровой системой автоматического управления, регулирующей все режимы работы. Это позволило отказаться от громоздких внешних блоков управления.
В-третьих, применены современные композитные материалы, обеспечивающие максимальную прочность и минимальный вес конструкции.
В итоге при небольших габаритах (объём двигателя сопоставим с чемоданом) МГТД-22 способен развивать впечатляющие характеристики.
Уникальное топливо на основе керосина и масел повышает ресурс
Отличительной особенностью нового двигателя является также специально разработанное многокомпонентное топливо. В его состав наряду с керосином входят высококачественные синтетические масла.
Благодаря этому достигается эффект дополнительной смазки и охлаждения деталей. Это крайне важно, учитывая компактность конструкции и высокую частоту вращения турбины (до 65 000 об/мин). Специальная рецептура топлива позволяет значительно снизить износ двигателя и увеличить межремонтный ресурс.
Испытания подтвердили расчётные параметры
В настоящее время опытный образец МГТД-22 проходит цикл стендовых испытаний на базе Инжинирингового центра Самарского университета.
По словам Зубрилина, первые тесты подтвердили основные расчётные параметры двигателя:
- Максимальная тяга - 25 кгс;
- Максимальная скорость вращения турбины - свыше 60 000 об/мин;
- Удельный расход топлива - около 240 г/кгс/час.
Испытания продлятся около трёх месяцев. За это время специалисты должны полностью исследовать характеристики МГТД-22 в различных эксплуатационных режимах.
После завершения стендовых испытаний планируется приступить к лётным испытаниям двигателя в составе перспективных беспилотных авиационных комплексов.
Серийное производство откроет путь к созданию нового поколения БПЛА
Главная цель разработки МГТД-22 «Колибри» - создать принципиально новый класс малогабаритных газотурбинных двигателей для сверхлёгких беспилотных летательных аппаратов.
По оценке Зубрилина, по своим удельным характеристикам (отношение тяги к весу и габаритам) этот двигатель превосходит все существующие аналоги и позволит вывести возможности БПЛА на качественно иной уровень.
В частности, беспилотник с двигателем МГТД-22 при взлётном весе 45 кг способен развивать скорость свыше 800 км/ч и подниматься на высоту до 9 км. Это недостижимо для беспилотников с поршневыми двигателями.
После завершения испытаний и наладки серийного производства новый двигатель будет широко применяться в перспективных беспилотных авиационных комплексах различного назначения.
Это позволит создавать скоростные многоцелевые БПЛА нового поколения для решения задач мониторинга, разведки, ретрансляции сигналов и других задач.
В Самарском университете ведутся работы и по созданию более мощных газотурбинных двигателей
Разработка МГТД-22 «Колибри» - это первый, но очень важный шаг в создании целого семейства инновационных малоразмерных авиационных двигателей.
В настоящее время специалисты Инжинирингового центра Самарского университета ведут работы по созданию более мощных газотурбинных двигателей МГТД-40 «Чайка» и МГТД-100 «Орёл».
Как отмечает Зубрилин, эти перспективные разработки превзойдут «Колибри» по основным техническим характеристикам и позволят решать ещё более широкий круг задач.
В частности, мощный газотурбинный двигатель даст возможность создать тяжёлый скоростной многоцелевой беспилотник вертикального взлёта и посадки.
Такой летательный аппарат сможет доставлять крупногабаритные полезные нагрузки в труднодоступные районы в любых погодных условиях. Это имеет большое значение для решения задач МЧС, разведки, связи и логистики.
Таким образом, благодаря научному заделу и опыту, накопленным при создании МГТД-22 «Колибри», коллектив разработчиков из Самарского университета сможет вывести отечественные беспилотные авиационные технологии на принципиаль