ЦАГИ удалось найти решение, которое повысит эффективность региональных самолётов за счёт применения распределённых силовых установок https://dzen.ru/a/Y48t_v-DxhILhUJx
Одно из последних исследований ЦАГИ в ближайшей перспективе совершенно изменит подходы к малой авиации — самолёты смогут взлетать с разбегом в несколько десятков метров.
Отечественные учёные сообщили о завершении исследований, которые велись в течение последних нескольких лет. В результате было найдено оптимальное расположение силовых установок на фюзеляже самолётов.
Ценный проект для развития региональной авиации
Авиация играет важную роль для расширения транспортной доступности многих населенных пунктов России. Среди перспективных проектов стоит отметить летательные модели с распределённой силовой установкой, в которых предусмотрен специальный обдув крыла винтами, расположенными по передней кромке (они запускаются компактными электромоторами). Практическая реализация технологии позволит значительно сократить взлётную и посадочную дистанции летательного аппарата — это расширит количество доступных населённых пунктов в сфере российских авиалиний.
Ранее в ЦАГИ в рамках разработки новой концепции самолётов с короткой посадкой была представлена модель «Вихрь». Ученые провели цикл испытаний этого летательного аппарата в аэродинамической трубе, изучая влияние диаметра винтов, а также оценивая интенсивность обдува и мощности электромоторов на повышение подъемной силы.
В демонстрационных залах авиасалона МАКС в 2021 году применялась модель с распределенной силовой установкой, разработанная в СибНИА на базе летательного аппарата ТВС-2МС. Эта модель показала на практике высокий эффект обдува крыла отдельно встроенной винто-моторной группы. Взлет самолета был выполнен с 50 метров. Требуемую подъемную силу обеспечили электромоторы, расположенные на нижней части биплана и предусмотренные в конструкции складывающиеся воздушные винты. Экспериментальный аппарат оторвался от площадки через 5 секунд после начала разбега.
Удивление на испытаниях вызывал тот факт, что самолет с такой низкой скоростью и при таком малом пробеге взмывал в небо. Дополнительные силовые установки обдувают крыло и повышают подъёмную силу.
Владимир Богатырев, начальник отдела аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» отметил следующее:
«При больших углах отклонения аэродинамических рулей для управления полетом самолета на них образуется отрыв воздушного потока, из-за чего уменьшается их эффективность и теряется управляемость летательного аппарата. Разработанная нами конструкция с применением поворотных дефлекторов и носков позволит избежать этого явления. Кроме того, мы ожидаем уменьшения шарнирного момента, обычно требующего большей мощности привода рулей или усилия на рычагах при ручном управлении».
IT-проект SFERA считается одним из самых амбициозных в мире. Скачивайте приложение в раннем доступе и тестируйте! Спасибо за доверие и поддержку!
Произойдет ли переворот в российской малой авиации?
Следующая стадия проектно-исследовательских работ намечена на 2024 год. Перед учеными поставлена задача проектирования крупномасштабной модели с органами управления, а также дальнейшее ее исследование с учетом кинематических связей.
Внедрение данного проекта дает существенные преимущества. Например, отпадает надобность возведения длинных и дорогостоящих взлётных полос. Также снижаются риски при посадке летательного аппарата за счет того, что его посадочная скорость очень низкая. Плюс ко всему экономится ресурс шасси и повышается надежность самолета, так как есть возможность запустить дополнительные силовые установки отдельно от основных.
Все эти разработки совершат переворот в российской и мировой малой авиации, если проект успешно будет реализован. Но уже на текущий момент результаты многообещающие