Как Эрмитаж стал семейным бизнесом Пиотровского: главное из расследования «Проекта» https://mbk-news.appspot.com/suzhet/kak-ermitazh-stal-semejnym/
авт.Слава Кутепов
Журналисты издания «Проект» выпустили первую часть расследования о том, как Государственный Эрмитаж, – один из главных музеев страны и один из крупнейших в мире, – по утверждению журналистов, стал семейным бизнесом директора Михаила Пиотровского. Главное из расследования – в материале «МБХ медиа»
.
«Мой Эрмитаж»
Нынешний директор, ученый-востоковед Михаил Пиотровский получил свою должность, по сути, по наследству — от своего отца Бориса Пиотровского, который руководил Эрмитажем в советские годы. Михаил Пиотровский находится на посту директора уже дольше всех предыдущих его руководителей – 29 лет, то есть с 1992 года.
Пиотровский пользуется личной поддержкой президента России Владимира Путина. Эрмитаж – чуть ли единственное государственное учреждение, в деятельность которого, по словам журналистов, нельзя вмешиваться ни властям Петербурга, ни министерству культуры, утверждают авторы. Авторы «Проекта» отмечают, что объяснить особое доверие властей можно следующим фактом:в 90-е годы жена Михаила Пиотровского Ирина работала в комитете по внешним связям мэрии, где ее руководителем был Владимир Путин.
Бандитский Петербург
Слухи о криминале в одном из ключевых музеев страны появились еще в советское время. Бизнесмены, близкие к преступным кругам, упоминали, что в Эрмитаже было, по словам одного из собеседников «Проекта», «очень много хорооооших вещей». У самого Пиотровского, по данным издания, были связи и даже конфликты с «авторитетами» Петербурга 90-х. В последующие годы слухи о противоправной деятельности некоторых сотрудников музея неоднократно подтверждались: например, в 1999 году во время проверки Счетной палаты из 50 случайных предметов по описи музея, которые попросили предоставить аудиторы, им показали только три. Куда делись остальные – неясно, рассказывает «Проект». В 2006 году в Эрмитаже была раскрыта масштабная кража – тогда обнаружили пропажу 221 памятника ювелирного и иконописного искусства; в ней обвинили семью хранительницы, скончавшейся прямо во время инспекции. В 2020 году полиция заметила странности в контрактах Эрмитажа: античный отдел музея предположительно заключил госконтракты на организацию выставок с сомнительными компаниями, владельцем одной из фирм-подрядчиков оказался мужем главы музейного отдела. Однако последствий у этих скандалов не было — Эрмитаж почему-то не признавал себя потерпевшей стороной.
Дело семейное
Знакомые Пиотровского, братья Евгениий и Леонид Гаскельберги, в советское время занимавшиеся геологией, совместно с Эрмитажем основали ООО «Хепри». Однако еще в 1999 году Эрмитаж вышел из числа собственников компании, а Леонид Гаскельберг (учредитель компании) заплатил за долю Эрмитажа в «Хепри» всего лишь 4 рубля (!) и стал единственным собственником. В 2003 году соучредителем «Хепри» стал еще один хороший знакомый Пиотровского и бывший сотрудник Эрмитажа Андрей Самойлов.
По подсчетам «Проекта», за 2012—2018 год (подсчеты заканчиваются на 2018 году – тогда музей частично перестал указывать подрядчиков) «Хепри» получила от Эрмитажа 205 миллионов рублей (компания занимается таможенным оформлением произведений искусства, упаковкой и перевозкой экспонатов). В основном это были закупки напрямую у «Хепри», без конкурса. Другой подрядчик музея, ООО «Ра-арт», заработал на транспортных контрактах с Эрмитажем 124 миллиона рублей. При этом совладелец «Ра-арта» Виталий Колабуш – одновременно гендиректор «Хепри». Кроме того, Колабуш знаком с сыном Дмитрия Пиотровского Борисом, утверждают авторы.
Еще один знакомый Пиотровских и Гаскельбергов — Николай Камышев. С ним связана компания по реставрационным работам и оборудованию «Музейные технологии», которые занимают пятое место в топе поставщиков Эрмитажа. Компания Камышева оказала музею услуг на 1,8 миллиарда рублей (за последние десять лет). Совладельцем второй компании стал сын Пиотровского Борис Пиотровский – его ООО «Музейные оборудования и сервис» получала подряды от Эрмитажа.
Однако это была не единственная возможность для Бориса Пиотровского заработать на служебном положении своего отца. Так, Пиотровский-сын запускал книжное издательство «АРКА» при Эрмитаже, которое, правда, в итоге показало убыток. Однако неудачный бизнес-старт не помешал Борису Пиотровскому получить в 2020 году пост вице-губернатора Санкт-Петербурга по культуре и спорту. Ходят слухи, что в будущем Борис унаследует должность директора музея, как когда-то ее унаследовал его отец, отмечает «Проект».
При этом явно есть что наследовать. Эрмитаж не только распределяет бюджетные подряды, но и сам торгует книгами и сувенирами. Однако делает это не сам музей, а дети Гаскельбергов: они контролируют интернет-магазин Эрмитажа через фирму «Артек» (ей владеет Виктор, сын Евгения Гаскельберга, и его жена Полина Гаскельберг), а также они занимаются доставкой сувенирной продукции в музей через фирму ООО «Балтия» (ей владеет сын Леонида Гаскельберга Вадим).