Законность присоединения Западной Украины в 1939 г. https://cont.ws/@mikle1/1248453
22 октября 1939 г. состоялись выборы депутатов в Украинское Народное Собрание. По официальным подсчетам, в выборах приняли участие 4 433 997 человек, т.е. 92,83% тех, кто имел право голоса. Из этого количества за кандидатов в Народное Собрание голосовали 4 032 154 человека, или 90,93%.
Для сравнения, во время бойкота украинским населением Восточной Галиции первых со времен оккупации Западно-Украинской народной республики выборов в польский сейм и сенат, которые проходили 5 и 12 ноября 1922 г., несмотря на террор и репрессии, не принимали участия: в выборах в сейм — 60%, в выборах в сенат – 63% избирателей, т.е. 2/3 украинского населения польские выборы бойкотировали.
В позднейшей эмигрантской (как польской, так и украинской) литературе укрепилась мысль, что «в общем, состав депутатов (на выборах 1939 г.) был сборищем никому не известных лиц, назначенных кандидатами в депутаты совершенно неожиданно не только для других, но и для них самих».
Это не верно. «Организаторы, — пишет С. Кульчицкий, — приложили усилия, чтобы население выбрало действительно авторитетных местных деятелей. В процедуре выборов допускались немыслимые для СССР демократические свободы, когда на одно место претендовали несколько кандидатов в депутаты».
Даже деятели непримиримой украинской эмиграции впоследствии признали, что в октябре 1939 г., т.е. во время подготовки и проведения плебисцита, главную ставку советское правительство сделало не на кнут, а на пряник.
Советская власть демонстративно задабривала западно-украинских «трудящихся». Уже в октябре начался и еще до начала декабря 1939 г. завершился процесс раздела конфискованных помещичьих и церковных земель. 747 тыс. безземельных и малоземельных крестьянских хозяйств получили более 1 136 тыс. га помещичьих земель, более 84 тыс. лошадей, 76 тыс. коров.
За три дня работы Народного Собрания участие в обсуждении решений приняли 43 депутата. Неожиданностей не было: благодарили за освобождение, высказывали пожелания жить в дружной семье советских народов. 27 октября 1939 г. Народное Собрание приняло Декларацию о вхождении Западной Украины в состав Украинской Советской Социалистической Республики:
«Украинское Народное Собрание, являясь выразителем непоколебимой воли и надежд народа Западной Украины, постановляет: просить Верховный Совет СССР принять Западную Украину в состав Украинской Советской Социалистической Республики с тем, чтобы воссоединить украинский народ в едином государстве, положить конец вековому разъединению украинского народа...».
Закон «О включении Западной Украины в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением ее с Украинской Советской Социалистической Республикой», принятый Верховным Советом СССР 1 ноября 1939 г., положил начало правовой базе инкорпорации западно-украинских земель в Украинскую ССР.
Созыв Украинского Народного Собрания в октябре 1939 г. сопровождался активными действиями советских властей с целью добиться желаемого состава и желаемых просоветских настроений депутатского корпуса. Тем не менее, учитывая действующую в 1919–1944 гг. обычную практику осуществления такого рода мероприятий, можно говорить об относительном соответствии действий советских властей международно-правовым нормам de lege lata (с точки зрения действующего закона). Так, плебисциты в Силезии 1921 г. и Исландии 1944 г. проходили в условиях военной оккупации, а плебисциты 1935 г. в Сааре и 1938 г. в Австрии — еще и в обстановке ощутимого силового давления заинтересованного государства.
Определяющим фактором при оценке международно-правового значения плебисцита 24–26 октября 1939 г. во Львове должна служить действительная воля преимущественного большинства местного населения, а она сомнения не вызывает.
В своей массе украинское и белорусское население в это время выступало за воссоединение с национальными республиками. В той или иной мере поддерживали вхождение территорий, где осуществлялись плебисциты, в состав Союза ССР (а не нацистской Германии) и определенные социальные слои польского и (особенно) еврейского сегмента населения.
А евреев в то время на Западной Украине жило много. В том же Львове - более четверти населения. А вот украинцев было мало - около 7 процентов городского населения.
Источник: Макарчук В.C. Государственно-территориальный статус западно-украинских земель в период Второй мировой войны. — М.: Фонд «Историческая память», 2010.