Print

«Европейская мечта» Украины. Благодаря «революции достоинства» страна стремительно становится беднейшей в Европе

Опубликовано в Регионы

Владимир Дергачев

 

http://ipolk.ru/uploads/topics/preview/00/02/17/72/7472f312e0.jpg 

В ближайшее время  Европейский Союз намерен осуществить корректировку европейской политики соседства, в том числе в отношении Украины. По заключению Европейской комиссии по вопросам расширения и европейской политики соседства с учетом референдума в Голландии, соглашение об ассоциации Евросоюз - Украина только предварительно вступило в силу. Окончательное решение следует ожидать после референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе на саммите ЕС. Возможны требования к изменению некоторых статей договора, что потребует повторной процедуры ратификации всех членов Евросоюза. 

 


В 90-е годы Украина была единственной страной Восточного блока, которая по макроэкономическим показателям соответствовала требования Брюсселя для вступления в Европейский Союз. По данным Программы человеческого развития (ПРООН)  Украина в 1990 году занимала по макроэкономическим показателям 25 место в мире. Но украинская власть после провозглашения независимости на первое место  поставила приватизацию, породившую доморощенных олигархов и крупномасштабную коррупцию. К 2013 году по Индексу человеческого развития Украина  сместилась на 83 место, а по экспертным оценкам в последующие два года отброшена  во вторую сотню (по прогнозу примерно 140 место).  Очередной Майдан привел к  утрате Крыма, гражданской войне на Донбассе и политической нестабильности. Практически не оправдался не один макроэкономический прогноз Института прогнозирования НАНУ и-за упорного игнорирования геополитических и геоэкономических факторов.


Официальными кандидатами на вступление в Евросоюз являются Албания, Македония, Сербия, Черногория и Турция, которая ждет своей очереди еще с 60-х годов. В будущем кандидатами могут стать Косово, Босния и Герцеговина. То есть первоочередной, но долгосрочной программой является интеграция балканских стран. Украина в список кандидатов никогда не входила.


Заявление председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера о шансах вступления Украины в Евросоюз и НАТО через 20-25 лет является предсказуемым для Брюсселя и неприятным сигналом для украинских политиков, которые на протяжении многих лет обещают гражданам неизбежную скорейшую евроинтеграцию.  Игнорирование Киевом соглашения Минск-2, углубляющийся внутриполитический кризис и отсутствие результатов в борьбе с коррупцией, получившей новое дыхание, раздражает европейских чиновников.  Кроме того украинская власть стремится  эксплуатировать образ жертвы, вместо проведения экономических реформ в целях евроинтеграции.


Переговоры о заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом начались в 2007 году. 30 марта 2012 года Соглашение было парафировано (предварительное подписание договора, точнее его отдельных статей) главами делегаций Украины и Евросоюза. Но в ноябре 2013 года, за несколько дней до Вильнюсского саммита «Восточного партнерства» (на котором и планировалось его подписание), президент Украины Виктор Янукович отказался его подписать. Это было использовано лидерами очередного киевского Майдана и украинскими радикалами как повод для массовых акций неповиновения и вооруженного противостояния. Произошел государственный переворот при молчаливом согласии Евросоюза, который уже 21 марта того же года подписал с новым украинским премьером политический блок Соглашения, а 27 июня –  его экономическую часть, предусматривающую создание зоны свободной торговли (ЗСТ).


12 сентября 2014 года в Брюсселе на переговорах «Украина – Россия – ЕС» по требованию России была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании ЗСТ «Украина – Евросоюз» до 31 декабря 2015 года. 16 сентября 2014 года Верховная Рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. С 1 ноября 2014 года Украина приступила к реализации основных положений Соглашения, а с 1 января 2016 года начали действовать основные положения о Зоне свободной торговли.  Они предусматривают либерализацию торгового режима, который затронет  97% всего импорта из Евросоюза. Ввозная пошлина будет отменена для почти половины импортируемой из ЕС продукции сельского хозяйства, пищевой переработки и промышленных товаров, по остальным позициям средний таможенный тариф снизится в два раза до 2,42%. Украина предоставит квоты ЕС на беспошлинный ввоз свинины, мясо птицы и сахара. С 1 января 2016 года началась постепенное снижение тарифных барьеров (импортного сбора в 5-10%) для импортных товаров из ЕС. Импортные сборы в среднем за первые десять лет действия ЗСТ снизятся с 5-10%  до 1,38%, а по промышленным товарам – до нуля. 


В 2015 году экспорт товаров и услуг сократился с $53,9 млрд. до $38,1 млрд. (-30%), а импорт товаров и услуг  — с $54,4 млрд.  до $37,5 млрд. (-31%) при дальнейшем росте отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, особенно с Германией.  Ведущей экспортной отраслью с 2014 года стало сельское хозяйство (38% всего экспорта), опередившее черную металлургию (20%). Доля экспорта железорудного сырья составила  6%.


Основными партнерами во внешней торговле Украины остаются  Российская Федерация, Турция, Китай, Египет, Белоруссия, Казахстан,  и только затем страны Евросоюза. Внешнеторговый оборот с США составляет 3% (при существенном отрицательном сальдо). Украина нарастила поставки чугуна в Китай, экспорт пшеницы в Таиланд и Бангладеш, которые из-за засухи стали крупнейшими потребителями украинского зерна.


Зона свободной торговли с ЕС привела к потере российского рынка. Объем украинского экспорта в РФ  уменьшился за последние три года с $15,1 млрд. до $4,8 млрд. или более чем в три раза. Европейский союз не намерен компенсировать Украине потерю российского рынка, а правительство Молдовы ограничило импорт украинских продовольственных товаров до конца 2016 года.


По данным Национального банка Украины за первый квартал  2016 года и предварительного действия ЗСТ экспорт сократился по сравнению с аналогичный периодом прошлого года на 20%, импорт — на 13%. Дефицит внешней торговли составил $1,6 млрд. (+ 40,7%). 


Большая часть предоставленных квот Украине не используется из-за сильной конкуренции, отсутствия реального спроса в ЕС, несоответствия продукции европейским нормам или ожидаемому качеству и цены. Квоты на большинство сельскохозяйственных товаров настолько незначительны, что они выбираются уже в начале года. Например, уже выбраны квоты 2016 года на кукурузу (к началу января), мясо птицы, меду, виноградный и яблочный соки (к февралю), сахар (к марту), пшеницы (к маю) и фактически не распространяются на урожай текущего  года.  


Украина занимает 8-е место по экспорту сельскохозяйственной продукции в Евросоюз. С октября 2014 года по сентябрь 2015 года ЕС импортировал украинской сельскохозяйственной продукции на сумму в 3,6 млрд. евро, что почти на 15 % меньше, чем за аналогичный период 2013—2014 годов.


После очередного Майдана уровень жизни в Украине упал в два раза, национальная валюта обесценилась в 3,1 раза, инфляция превысила 40 %. На этом фоне главной задачей украинского правительства остаётся свёртывание торговых и других связей с Россией. В результате оборонная и авиационная отрасли лишились крупных заказов и 80% доходов. Создание свободной зоны торговли с ЕС привело к потере преференций на крупнейшем российском рынке сбыта продукции. Разрыв связей с крупнейшим торговым партнером и основным инвестором (через российские банки) Украины привел  к парадоксам в экономике бедной страны. Украина впервые завершила зимний период без закупки российской газа, который  покупала в Европе по цене… на 30% дороже российского. 


Миф об аграрной сверхдержаве. По итогам 2015 года экспорт аграрной продукции из Украины превысил $16 млрд. По заявлению американского посла Украина должна стать аграрной сверхдержавой. Но еще не было в мировой практике случая, чтобы страна, идущая по пути деиндустриализации и планомерно разрушающая вершину созданной высокотехнологической пирамиды, смогла рассчитывать на лидирующие позиции даже в третьем мире, когда вместо ракет будет выращивать «рапс» на биотопливо.  


Мизерные квоты в отношении экспорта продуктов питания из Украины в страны Евросоюза обусловлены нежеланием европейских фермеров конкурировать с некачественной дешёвой продукцией. По стандартам ЕС в рационе крупного рогатого скота должна быть зеленая трава, в том числе в вакуумной упаковке, а не сено и другие грубые корма. Качество должно отвечать стандарта филейного мяса. Голландские фермеры, преимущественно  проголосовавшие против Ассоциации ЕС с Украиной, использовали в телевизионной рекламе против ассоциации видеоролик про курочек. Голландская диетическая деликатесная курятина в десять раз дороже украинской. Но местные курочки, в отличие от украинских,   пасутся почти круглый год на зеленых лугах, и для их корма используется высококалорийные гранулы из зерна пшеницы и зеленой травы.


В ближайшее время не решится вопрос о безвизовом режиме Евросоюза для украинцев. В условиях политической нестабильности на Украине и неконтролируемой государственной  границы на востоке, Брюссель опасается нежелательной крупномасштабной миграции и акцентирует внимание только на расширения рынка для европейских товаров.


По результатам социологических опросов до 80%  молодых украинцев желают выехать в страны ЕС в поисках лучшей жизни. В странах Евросоюза уже трудится несколько миллионов украинских заработчан. Из-за  конфликта на Донбассе усилился поток мигрантов  из Украины и желающих получить статус беженца. Увеличивается число украинцев, стремящихся получить статус беженца под видом преследования на родине из-за нетрадиционной сексуальной ориентации, что трудно проверить. Евросоюз предупредил украинскую власть о новых ограничениях, обусловленных миграционным кризисом, что даже после принятия обещанного безвизового режима, его может заблокировать любая страна.


Подписанный Украиной Договор об ассоциации с ЕС обязывает принять закон о реституции и вернуть имущество европейским  владельцам. В Польше создана организация «Реституция крессов», которая будет добиваться  возвращения имущества поляков,  вынужденных покинуть Львов и западни регионы Украины в  40-е годы двадцатого столетия.  К Польше готовы присоединиться с имущественными исками к Украине граждане Германии, Словакии,  Венгрии и Румынии. 


В 2016 году Европейский банк реконструкции и развития планирует вложить в Украину около 1 млрд. евро инвестиций, которые в первую очередь будут направлены в частный бизнес. Важными направлениями остается сельское хозяйство, энергосбережение  и перспективные логистические проекты. Будет осуществлено финансирование проектов напрямую связанных с поддержкой государственных реформ, включая модернизацию дорог и энергетику.  Еще ранее ЕБРР выделил кредит в размере 300 млн. евро на модернизацию украинской газотранспортной системы.


Вместо опережающих реформ в системе жилищно-коммунального хозяйства за последние  два года на Украине были резко повышены тарифы  для населения. Тогда как в странах ЦВЕ с помощью кредитов ЕБРР была первоначально модернизирована  вся система энергосбережения и только тогда повышены тарифы. Здесь наиболее удачным примером является Словакия. Для проведения реформы ЖКК  государство взяло кредит у ЕБРР. В жилых массивах полностью утеплили стены зданий, заменили стеклопакеты и водопроводные трубы.  И только после этого существенно повысили цены за услуги ЖКК с целью выплаты по кредиту.


В апреле 2016 года УкрСиббанк BNP Paribas Group подписал договор с ЕБРР о финансовой поддержке программ энергоэффективности «IQ energy», которая должна  способствовать повышению энергоэффективности жилых домов в Украине, где жилищный фонд является одним из самых больших в Европе. Украина потребляет в 3 раза больше энергии, чем страны Европы. ЕБРР предоставит Украине 75 млн. евро (каплю в море) для поддержки энергоэффективной модернизации жилья, включая утепление стен, установку энергоэффективных окон, модернизацию системы теплоснабжения и прочее. По данным Министерства регионального развития Украине в целом не хватает $57 млрд. инвестиций в сфере энергоэффективности1.


***
Европейский союз, импотент в военно-политическом отношении и протекторат США, решил поиграть в геополитику.  Самым большим «достижением»  последнего «Дранг нах Остен», связанного с программой «Восточного партнёрства», стала гражданская война на Украине.


При этом Брюссель не желает нести бремя ответственности за государство, не выполняющее требование «нормандской четверки» и соглашений Минск-2. 


Помощник американского госсекретаря Виктория Нуланд (Нудельман) с начала последнего киевского Майдана исполняла обязанности гетмана Украины и обязана разделить ответственность с назначенными местными марионетками  за гражданскую войну, в которой погибло 10 тыс. украинцев, а миллионы стали беженцами.  Она являлась протеже Хилари Клинтон и в случае её победы на президентских выборах может рассчитывать на должность госсекретаря. Теперь, чтобы ей не выписали «волчий билет» в американскую политику, у неё открылись глаза в отношении «украинского форпоста цивилизованного мира против «варваров» с ВВП на душу населения  менее 2 тыс. долларов.


ya1ja3kjb7mt.jpg


Как пишет британская Guardian, «Украина серьезно рискует оказаться  несостоявшимся государством». Без кардинальной смены  акцентов в экономической политики,  исходящей  из интересов страны, а не западных кураторов, Украину ждет дальнейшее падение ВВП, сокращение промышленного производства, безработица и девальвация национальной валюты.


Украина дистанцировалась от создания Таможенного союза с Россией,  не смогла реализовать преимущества в зоне свободной торговли с Евросоюзом,  выпала из китайского  суперпроекта «Шелкового пути»,  успешно интегрирующего  со странами Европейского Союза, особенно Великобританией, и в формате «16+1» со странами Центрально-Восточной Европы, а Брюссель  не обещает европейской интеграции.  Национализм без ощутимых успехов в создании уровня и качества жизни можем привести к краху государственности. Одной националистической идеологией и ксенофобией долго сыт не будешь.


Крупнейшей экономикой мира становится Китай, и, следуя примеру западноевропейских государств, в первую очередь Великобритании и Германии, Украине необходимо принять активное участие  в проекте «Экономический пояс Шёлкового пути»  на основе двухстороннего меморандума и продолжить переговоры о создании  международного транспорто-логистического центра на базе одного из действующих морских портов.  


Соглашение о зоне свободной торговли было подписано украинской властью без глубоко анализа содержания документов. Требуется  добиться пересмотра  ряда положений, в первую очередь мизерных квот  в отношении продукции ведущей экспортной аграрной отрасли. 

 

Украина внесла весомый  вклад в раскол восточноевропейского геополитического пространства, сыграв роль «пятой колонны» Запада и превратилась в лидеры «серой» зоны и беднейшую страну Европы.  Украина стала «передовой» страной рыночного фундаментализма, основанного на бизнесе на государственных ресурсах. Можно сказать, что это вершины европейской интеграции страны, где власть уже живет по европейским сантехническим стандартам и сделает все возможное, чтобы закрепиться на достигнутых рубежах.


В результате оффшорной  геополитики на Запад выведены активы стратегических предприятий и практически  утрачены основные рычаги  управления экономикой и регулирования платежного баланса. Поэтому государственная политика  должна исходить не из формулы «заграница (Запад) нам поможет», а из политической воли вернуть, с помощью финансовой амнистии, выведенные за рубеж  активы. В условиях  ограниченных европейских инвестиций основным механизмом сохранения  национальных стратегических рынков Украины  является так же  реализация крупных государственных инфраструктурных проектов, включая строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, автобанов, отмена  фискальной политики в отношении трудовых мигрантов  и создание новых рабочих мест.  В этих целях  целесообразно на основе незаконных военных формирований, включая  добровольческие батальоны территориальной обороны создать  трудовую армию строительных батальонов, направив их энергию на созидательную деятельность.


Украина должна отменить экономическую блокаду Крыма и неконтролируемого Донбасса, восстановить нарушенные гражданской войной производственные связи Донецко-Приднепровского региона, который на протяжении многих десятилетий формировался как единый территориально-производственный комплекс. Как показали недавние события, экономические санкции против Донбасса автоматически приводят к проблемам функционирования промышленности Приднепровья.


Для преодоления «успехов»  «революции достоинства», опустившей страну на мировую периферию, предстоят долгие годы для достижения предреволюционного экономического уровня.  В отличие от небольших стран, как Грузия или Албания, которым потребовалось несколько лет для преодоления позиций аутсайдеров.


Украина должна осуществить конституционную реформу, которая  должна оградить Восток, Юг Украины и Закарпатье от националистических поездов «дружбы» с дубинами, битами и указаниями, какие памятники ставить или кого сжигать. Если не будут сегодня обсуждаться проблемы  федерализации и конфедерации, завтра будет поздно.


Чтобы у страны было будущее, Украине необходимо избавляться от псевдонациональной идеи «под кого залечь», неоднократно приводившей к утрате государственности (Руинам), и найти свое место в новом геополитической конфигурации Большой Европы. Для этого требуется профессионализм  в управлении с опорой на украинский народ Запада, Востока и Юга Украины.


Страна не выдержит третьей оглушительной «победы» Майдана. Будущее Украины за нейтральным статусом. Украина должна оставаться нейтральным и дружественным соседям государством с сохранением обширных экономических связей на Западе и Востоке.

 

Если украинская власть выберет вместо нейтралитета проамериканскую или пророссийскую сторону, она будет разорвана без особого сожаления для основных геополитических игроков в Восточной Европе. Украина не хуже и не лучше другой Европы. Чтобы обустроить собственный дом, надо жить своим умом.

http://dergachev.ru/geop_events/110616-04.html#.WOJKZ-9vUbc

Powered by Bullraider.com