Как изменилась Аргентина за год президентства «экономиста с бензопилой» https://dzen.ru/a/Z1feOv-7MkTQWVyD
Каких экономических успехов добился Милей
10 декабря исполняется год с момента прихода к власти в Аргентине первого в истории президента-либертарианца, самопровозглашенного анархо-капиталиста Хавьера Милея.
В ходе предвыборной кампании он обещал «сделать Аргентину снова великой» по примеру своего кумира Дональда Трампа, а символом его шоковых экономических реформ стала бензопила, которой он угрожал «распилить» государственный бюджет, сократив до минимума расходы, чтобы положить конец бюджетному дефициту и взять под контроль инфляцию.
Президентский срок Милей начал с девальвации национальной валюты песо более чем в два раза (с 366 за $1 до 800 за $1) и сокращения государственных субсидий на энергоносители и транспорт. Вскоре после инаугурации он представил Сводный закон (Ley Omnibus), который предполагал экономическую трансформацию страны в результате реализации примерно 600 структурных реформ. Поскольку в парламенте у сторонников Милея меньшинство (его коалиция «Свобода наступает» располагает лишь 40 из 257 мест в палате депутатов и семью из 72 мест в сенате), этот закон с многочисленными корректировками был принят только в июне. Однако в нем остались такие инициативы, как создание стимулов для компаний, инвестирующих не менее $200 млн, приватизация ряда государственных компаний и масштабная трудовая реформа (в том числе изменение системы выплаты компенсаций).
В рамках начавшейся после этого трансформации за десять месяцев правления Милея было уволено более 30 тыс. государственных служащих. В недавнем интервью для The Economist Милей подтвердил, что его «презрение к государству бесконечно», потому он будет делать все, чтобы устранить его влияние. И похвалился экономическими показателями, которые достигла его страна благодаря его «философии».
По данным аргентинского Национального института статистики и переписи населения (INDEC), в октябре месячная инфляция в Аргентине снизилась почти в 10 раз по сравнению с показателями декабря 2023-го, когда Милей занял пост президента, — с 25,5% до 2,7%, а годовая опустилась с 211,4% до 193% (шестое подряд замедление за год). Для страны, которая десятилетиями страдает от гиперинфляции, это стало достижением, — результаты шоковой терапии некоторые экономисты даже окрестили «чудом Милея».
По данным ведущих консалтинговых компаний, которые приводит газета La Nación, в ноябре положительная тенденция в целом сохранилась — месячная инфляция находилась в пределах 2,5–2,9% (INDEC опубликует официальный отчет 11 декабря). Индекс потребительских цен в декабре, как прогнозируют аналитики, будет находиться на том же уровне, и Аргентина закроет 2024 год с годовой инфляцией в 117%, что почти вдвое ниже, чем в 2023-м.
Исполнительный директор независимого аналитического фонда «Libertad y Progreso» Альдо Абрам заявил РБК, что для полного выхода из кризиса стране еще потребуется время, но ситуация очевидно улучшается. «Предыдущее руководство убедило как обычных аргентинцев, так и экономистов, что можно постоянно тратить больше, чем получает государство. В результате государственное банкротство привело нас к множеству кризисов. Новым властям удалось выровнять доходы и расходы и решить еще одну фундаментальную проблему: разрушить убеждение в том, что выпуск местной валюты, необходимой для финансирования чрезмерных государственных расходов, может осуществляться без инфляционного воздействия. Правительство приняло решение прекратить эмиссию денег для финансирования чрезмерных государственных расходов. Сегодня у нас появился доступ к кредиту (механизму кредитования Международного валютного фонда МВФ. — РБК), но самым важным достижением является то, что больше нет ощущения неопределенности. Хотя еще год назад мы все ожидали кризиса, наблюдая за тем, как ускорялась инфляция, разрушая нашу покупательную способность», — отмечает эксперт.
Замедление темпов инфляции отражается и на сокращении разрыва между курсами так называемого «голубого доллара» (Dólar Blue — параллельный курс доллара США в Аргентине) и официальным: на 9 декабря разрыв составляет 0,52%. «Это результат того, что ЦБ восстановил контроль над денежно-кредитной политикой, которая ранее полностью зависела от чрезмерного финансирования государственных расходов. Теперь ЦБ может поставить во главу угла стабильность нашей валюты, гарантируя, что ее обесценивание будет минимальным. Это, в свою очередь, оказывает прямое влияние на цены, поскольку, если валюта теряет стоимость, для приобретения товаров понадобится меньшая сумма в песо, что снижает инфляцию», — отмечает Абрам.
По его мнению, этот процесс дополняют реформы, направленные на сдерживание государственных расходов. «По мере восстановления экономики сбор налогов увеличивается, что позволяет направить ресурсы на снижение чрезмерного бюджетного давления. В то же время идет процесс дерегуляции. Аргентина, в которой действует более 70 тыс. правил, которые ограничивают и усложняют производство, начинает избавляться от этой чрезмерной нормативной базы», — заключает эксперт.
Одновременно она становится более привлекательной для инвесторов. После победы Милея на президентских выборах в ноябре 2023-го фонд аргентинских акций ETF Global X MSCI Argentina зафиксировал рекордный с 2014 года недельный приток средств — $13 млн. А в этом ноябре Милей «покорил Уолл-стрит» — за неделю, закончившуюся 22 ноября, ETF Global X MSCI Argentina привлек рекордные $144 млн. Министр экономики Аргентины Луис Капуто заявил, что в 2025-м правительство отменит валютный контроль, который был введен в 2019-м. Опрошенные Bloomberg эксперты отмечают, что этот шаг станет следующим доказательством, что программа Милея работает.
Член аргентинского совета по международным делам (CARI) Марсело Монтес заявил РБК, что эффект действий Милея связан не только с резким сокращением государственных расходов, но, прежде всего, с девальвацией песо, которая направлена на искусственное снижение цен именно в местной валюте. «Экономика Аргентины очень дорогая в иностранной валюте по сравнению с соседними странами. Если этот тренд сохранится в долгосрочной перспективе, это негативно скажется на производстве и экспорте. По факту эта ситуация напоминает восьмидесятые или девяностые годы, когда вырос государственный долг, наблюдался рост безработицы и, наконец, произошло падение песо, что вылилось в серьезные социальные кризисы в 1982-м и 2001-м», — отмечает эксперт.
С 1951 года Аргентина семь раз объявляла дефолт, последний — в 2020 году.
Дефолт 1982 года пришелся на последний период правления военной хунты, которая проводила в стране «национальную реорганизацию» экономической и политической жизни (роль государства в экономике сводилась к созданию максимально благоприятных условий для развития капитализма и свободной конкуренции).
24 декабря 2001 года Аргентина ввела мораторий на выплаты по внешним государственным долгам общим объемом $132 млрд — это стало крупнейшим в истории суверенным дефолтом. Перед этим случилось массовое изъятие населением банковских вкладов, и власти ограничили снятие наличных суммой в $1 тыс. в месяц, что вызвало ожесточенные протесты, которые переросли в уличные бунты и разграбление супермаркетов.
Как шоковые меры отразились на жизни аргентинцев
В одном из ноябрьских интервью Милей отметил, что средняя заработная плата в стране составляет $1100, а бедность снизилась на 11%. Согласно данным INDEC, по сравнению с декабрем предыдущего года индекс заработной платы в Аргентине вырос на 119,2% еще в сентябре. В то же время эксперты Центра политической экономии Аргентины (CEPA) пришли к выводу, что с ноября 2023-го по август 2024-го было потеряно более 261 тыс. рабочих мест, а уровень заработной платы по сравнению с ноябрем 2023-го упал на 3,7% с учетом роста стоимости основных товаров потребления. Согласно официальным данным INDEC, уровень бедности в Аргентине достиг в первой половине этого года исторического максимума в 52,9%, при том что в конце 2023-го о находился на уровне 41,7%. Из доклада CEPA также следует, что 18,1% населения, или около 8,3 млн человек, не могут позволить себе базовую корзину продуктов.
«Нет ничего необычного в том, что мы переживаем скачок уровня бедности, учитывая, что долгосрочная тенденция к обнищанию уже наблюдалась. Если мы проанализируем вторую половину прошлого года, когда ежемесячная инфляция составляла 25%, то все становится очевидно. Представьте себе разрушительную силу такого уровня инфляции для доходов и покупательной способности», — заявил РБК Альдо Абрам.
Он пояснил, что аргентинцы жили с ожиданием неминуемого кризиса, что заставляло их экономить, а такое «осторожное поведение» привело к резкому сокращению потребления и инвестиций. «То же самое произошло и с компаниями, которые из-за страха перед будущим приостановили свои планы. Это сокращение внутреннего спроса ввергло нас в глубокую рецессию, которая, в свою очередь, усугубила бедность. Все просто: кто меньше продает и меньше производит, не может рассчитывать на большой доход», — отмечает эксперт.
Марсело Монтес отмечает, что темпы инфляции снизились на фоне рецессии и снижения заработной платы, что и привело к обнищанию населения. «Это в первую очередь отразилось на малообеспеченных слоях населения. Для аргентинской экономики характерно растущее неравенство. Кроме того, более 40% работают в стране неофициально или даже нелегально», — говорит эксперт.
Международный валютный фонд (МВФ) в октябрьском докладе, посвященном динамике ВВП стран мира, прогнозирует, что экономика Аргентины сократится в этом году на 3,5%, хотя в 2025-м ее ожидает подъем на 5%.
Как отмечает портал Infobae, декабрь считается в Аргентине традиционным месяцем протестов, и уже дважды в этом веке он заканчивался отставками президентов. Однако несмотря на несколько крупных забастовок профсоюзов и массовые протесты против мер по сокращению финансирования государственных университетов, в целом аргентинцы на этот раз «спокойно попивают мате».
В своей инаугурационной речи Милей предупреждал, что сначала они почувствуют шок от предложенных им изменений, но затем все наладится. И, как показывают последние опросы, население доверилось «президенту с бензопилой» — его рейтинг, согласно декабрьскому опросу исследовательской компании Opina Argentina, составляет 53%, и он вырос на 7 п.п. по сравнению с октябрьскими показателями.
Монтес считает, что прежде чем делать заключения об эффективности президентских реформ, стоит дождаться осени 2025 года, когда должны пройти промежуточные выборы в палату депутатов и сенат. «Посмотрим, произойдет ли консолидация вокруг сторонников Милея или в 2027 году мы все-таки будем наблюдать за возвращением к перонизму», — заключил эксперт.