Print

Южная Корея вырвалась в мировые лидерыhttps://dzen.ru/a/Zc0DfjioHwztYvhT

Опубликовано в Зарубежные новости

Новостные агентства буднично сообщили, что Южная Корея приступает к серийному производству истребителей 5-го поколения KF-21 Boramae («Молодой Ястреб»).

На самом же деле эта новость меняет представление о мире: истребители 5-го поколения серийно производят лишь три государства - США, Россия и Китай. Самолёт 5-го поколения испытывает Япония, разрабатывает (неизвестно, на какой стадии) Индия, а Иран заявляет, что у него такая машина уже есть (правда, ему никто не верит).

Создание самолёта такого типа (не прототипа, который ещё годами будут испытывать, и неизвестно, пойдёт ли он в серию), означает технологический прорыв в клуб самых развитых стран мира. Ведь развитость государства определяется не тоннами производимой стали и не количеством танков, а способностью генерировать и, главное, серийно производить продукцию, основанную на самых современных технологиях.

 
 
 KF-21 Boramae
 
KF-21 Boramae

Появление KF-21 Boramae можно считать завершением трансформации корейской экономики, прошедшей путь от производства дешёвой одежды на экспорт до ультрасовременных высокотехнологичных изделий. Многие помнят, что первой корейской машиной, массово появившейся на российском рынке, была Daewoo Nexia – всего лишь копия германского Opel Kadett E.

Производят автомобили по иностранным лицензиям или технологиям очень многие – Египет и Аргентина, Турция и Бразилия, Малайзия и Колумбия. Но только Корея пошла дальше, и её компании Daewoo, KIA, Hyundai и SsangYong сумели разработать собственные оригинальные модели, конкурентоспособные на мировом рынке.

Похоже развивалось и корейское судостроение. Начав с производства судов по иностранным технологиям, со временем корейцы освоили производство сложнейшего производственного оборудования для судостроения, и теперь за границей уже строят суда по корейским технологиям и на корейском оборудовании.

То же самое и с военной техникой. В последнее время то один, то другой тип военной техники удостаивается от экспертов хотя и непрофессионального, но звонкого термина «лучший в мире». Так называют и танк K2 «Чёрная пантера», и самоходное орудие K9 Thunder, и БМП К21. На деле же это просто современные машины, сравнимые по тактико-техническим и боевым характеристикам с техникой самых развитых стран, и конкурентоспособные на мировом рынке.

 
 
Танк К2 "Чёрная пантера"
 
Танк К2 "Чёрная пантера"

В этом смысле показательна история появления лёгкого многоцелевого самолёта FA-50 Golden Eagle. Его история началась на рубеже 1980-90-х, когда развитые страны озаботились созданием лёгкого сверхзвукового учебно-боевого истребителя. Тогдашние учебные самолёты не позволяли лётчикам полноценно подготовиться к работе на современном истребителе, а выпускать в большом количестве двухместные учебные версии сверхдорогих машин, которые не могли полноценно использоваться в бою, слишком накладно.

Так появились российский Як-130, итальянский M-346 и китайский Hongdu L-15 (последние два сделаны по технологиям Як-130). Получились хорошие лёгкие машины, но переоборудовать их в истребители оказалось невозможно. Американцы же пошли по другому пути: они вместе с шведами построили учебно-тренировочный самолёт Boeing-Saab T-7 Red Hawk. Получилась отличная машина, но она изначально не предусматривала использование вооружения. Следовательно, если Як-130 и его итальянский и китайский «братья» могли быть тренерами и штурмовиками, Т-7 – только тренером, но ни один не полноценной многоцелевой машиной. И лишь в 2023 г. в СМИ просочились сведения, что ВВС США обсуждает идею создания лёгкого боевого самолёта на его основе, но на это понадобятся годы.

Корейцы же, внимательно следившие за иностранными авиапроектами, построили учебно-боевой самолёт, в проект которого была заложена возможность создания истребителя на его базе. Так появился FA-50 Golden Eagle. Он не рассчитан на противостояние с истребителями 5-го поколения, или с такими монстрами, как F-15 Eagle, Cу-30, F-16 или МиГ-29. Но с более лёгкими машинами, например, с китайским FC-1 Xiaolong, или с устаревшими самолётами, бороться он способен.

 
 
KAI 50 Golden Eagle
 
KAI 50 Golden Eagle

Превращение Южной Кореи в передового производителя вооружений влияет и на геополитику. У Сеула, долгое время бывшего клиентом США, появляется собственная клиентура. Польша закупает 48 FA-50, Ирак – 24, Индонезия – 22, Малайзия – 18, Филиппины и Таиланд – по 12. На очереди стоят Азербайджан, Боливия, Ботсвана, Бруней, Колумбия, Хорватия, Пакистан, Перу, Сенегал, Испания, Словакия, ОАЭ и Вьетнам. Ни одной машине подобного типа такой успех не сопутствовал.

То же самое и с бронетехникой. 1000 танков и лицензию на производство К2 закупает Польша, и она же заказала самоходки K9 Thunder. Турция купила лицензию на производство, и уже выпускает её под названием T-155 Fırtına. Турецкий танк Altay – облегчённая версия К2. Индия тоже производит К9 по лицензии (её версия корейской САУ называется K9 Vajra-T). 200 К9 закупил Египет, 48 – Финляндия, 24 – Норвегия, 12 – Эстония.

 
 
Самоходная гаубица k9 Thunder
 
Самоходная гаубица k9 Thunder

С KF-21 Boramae всё ещё интереснее. Самолёт 5-го поколения – штука очень дорогая: даже США для производства F-35 Lightning II ради уменьшения расходов привлекли иностранных производителей, с тем, чтобы страны-участницы кооперации получили истребители. Но могучие авиастроительные корпорации США всемирно известны, и иностранцы могли быть уверенными, что их затраты окупятся, и самолёты будут поставлены. А тут – Корея, только появившаяся на рынке реактивной авиации. Но иностранные фирмы и правительства решились: партнёрами корейской компании Korea Aerospace Industries (KAI) стали Индонезия, ОАЭ, Турция и Польша.

Таким образом, основные клиенты Южной Кореи – страны Юго-Восточной Азии, прежде всего Индонезия с её амбициями региональной державы, Индия и Турция – состоявшиеся региональные державы, и страны Восточной Европы, не слишком довольные своим второстепенным положением в НАТО.

Став производителем самой современной военной техники, Южная Корея начинает постепенно менять соотношение сил в мире: её клиенты, в первую очередь Индонезия и Турция, усиливают свой вес в соответствующих регионах. Индонезия – естественный лидер Юго-Восточной Азии, и, опираясь на корейскую технологическую мощь, она в ближайшие годы способна значительно увеличить свой геополитический вес. А следовательно, и вес Южной Кореи. Совсем по-другому к этой стране начинают относиться и в Европе, всё более внимательно присматриваются и в арабском мире, и в Латинской Америке.

Получается, что эта страна с 51-миллионным населением (меньше, чем в Германии, Франции или Италии), с территорией всего в 100 тыс. кв. км (меньше Болгарии) становится великой технологической державой.

Powered by Bullraider.com