Операция «Висла». Как поляки разгромили бандеровцев https://cont.ws/@cartelera/2554244
Весной-летом 1944 года в Люблинщину вошли несколько подразделений Украинской повстанческой армии (УПА). Оуновские боевики создали в восточных воеводствах (Подляское, Люблинское) Польши военный округ УПА «Сан». Начались бои между польскими и украинскими националистами. Погибло несколько тысячи человек. Но в основном жертвами были мирные люди, ставшие «травой на поле боя».
Малая война в Польше и обмен населением
Осенью 1944 – начале 1945 года Красная Армия освободила от гитлеровских войск западную часть УССР и Польшу. Войну с бандеровским подпольем продолжили уже милиция и силы госбезопасности просоветской Польской Народной Республики (ПНР). Однако вновь созданные польские правоохранительные органы не имели мощных ресурсов и соответствующего опыта борьбы с хорошо организованным и вооруженным националистическим подпольем. Кроме того, новым польским властям одновременно приходилось бороться с польскими националистическими, антисоветскими формированиями, которые подчинялись зарубежным центрам. До начала 1947 года против них были направлены все наиболее боеспособные силы армии и войск безопасности ПНР.
Поэтому оуновцы контролировали целые районы, создали свои органы местного самоуправления и сохраняли довольно крупные подразделения (численность более 100 бойцов). В УССР крупные банды в этот период были уже разгромлены и рассеяны. Общая численность украинского националистического подполья в Польше оцениваласль в 6 тыс. человек (активные члены). Бандиты опирались на людской и экономический потенциал местного восточнославянского населения. Бандеровцы совершали нападения на польские поселения и гражданских лиц, атаковали польских силовиков, уничтожали переселенческие комиссии и пытались сорвать депортацию населения.
Летом 1945 года польские власти перебросили в юго-восточные воеводства 3 дивизии регулярной армии, чтобы охранять польские поселения, вести борьбу с украинскими бандами и выполнить программу переселения. Постепенно отряды УПА были вытеснены из селений, шли в лесные, предгорные районы Карпат на границе Польши, Украины и Словакии.
Правительства Украинской, Белорусской и Литовской ССР в сентябре 1944 заключили соглашения с Польским комитетом национального освобождения (польское временное правительство), согласно которым происходил обмен населением – этнические поляки отправлялись в Польшу, а русские, малороссы-украинцы, белорусы и литовцы – в СССР. 6 июля 1945 года было заключено советско-польское соглашение «Об обмене населением».
На 31 октября 1946 года из Советского Союза в ПНР было переселено почти 1,1 млн чел. (из них 810 тыс. человек с территории УССР), в том числе более 143 тыс. евреев, которые, не задерживаясь в Польше, переправлялись в Британскую Палестину. Из Польши в СССР прибыло более 500 тыс. человек (подавляющее большинство – на Украину). Однако на польской территории оставались ещё десятки тысяч русинов, лемков (историческое самоназвание – руснаки, русины, этнографическая группа русского супрэтноса), галичан. Часть не желала расставаться с малой родиной, других либо обманула пропаганда оуновцев, которая врала о якобы «высылке в Сибирь», либо силой заставили остаться боевики ОУН-УПА, которые физически уничтожали членов переселенческих комиссий, записавшихся на выезд.
Akcja «Wisła»
В марте 1947 года польские власти предложили Совету министров УССР принять новых переселенцев из Польши. Правительство УССР, с учётом того, что в Польше осталось «главным образом украинское население, зараженное бандитизмом», отказалось от этой идеи.
Одновременно польские власти начали подготовку операции по уничтожению банд УПА, на которых амнистия 1947 года не распространяется «в силу фашистского характера и преступных методов борьбы, основанных на гитлеровских образцах». Польские войска завершили операции по подавлению польского националистического подполья и могли всерьёз взяться за бандеровцев.
28 марта бандеровцы смогли устроить засаду и убить одного из основателей Войска Польского, генерал-полковника Красной Армии, заместителя министра обороны, командующего операцией, направленной против УПА, Кароля Сверчевского. Это был стойкий сторонник России, который воевал за нашу страну сначала в царской армии, затем в отрядах Красной гвардии и в Красной Армии, бился с фашистами в Испании, с гитлеровцами во время Битвы за Москву. На банкете в честь Парада Победы Сталин поднял в честь Сверчевского тост: «За лучшего русского генерала в польской армии!»
17 апреля 1947 года для проведения операции против боевиков ОУН-УПА была создана оперативная группа «Висла» в составе пяти армейских пехотных дивизий, 1-й дивизии Корпуса внутренней безопасности и двух отдельных полков. Общая численность группы составляла до 20 тыс. человек. Командовал операцией заместитель начальника Генштаба Войска Польского бригадный генерал Стефан Моссор. Почти одновременно в Чехословакии начали Акцию «Б», чтобы предотвратить прорыв бандформирований из Польши через чехословацкую территорию в зону американской оккупации в Австрию и Западную Германию. Большую часть бандеровцев удалось перехватить и уничтожить, но небольшие группы и отдельные бандиты смогли уйти.
Польские войска разгромили действующие банды УПА на территориях Жешувского, Люблинского и Краковского воеводств. Их остатки бежали на территорию Чехословакии и УССР. К 30 июля 1947 года около 1 500 бандитов были уничтожены, взяты в плен или сдались. Также было задержало более 1 500 подозреваемых в принадлежности к бандформированиям. Захвачены значительные трофеи: минометы, пулеметы, автоматы, карабины, пистолеты, гранаты, боеприпасы и т. д. Потери польских силовиков – около 180 человек убитыми и ранеными. Также из-за действий боевиков погибло 152 мирных жителя.
Для рассмотрения дел взятых в плен и задержанных бандитов создан специальный трибунал. До 22 июля 1947 года им было вынесено 112 смертных приговора, 46 лиц приговорены к заключению. Задержанных держали в фильтрационном лагере – «Центральный лагерь труда в Явожно». Через него до начала 1949 года прошло 3,8 тыс. человек.
Чтобы украинские бандформирования не смогли восстановить свою сеть, поляки провели масштабную депортацию. Операция началась 28 апреля 1947 года. Действовали быстро и жестко. В зоне боевых действий на сборы отводилось 24–48 часов. Переселенцев распыляли, чтобы в одном селении было не больше нескольких семей, не давали создавать зоны компактного расселения. До 29 июля 1947 года в 5 западных и северо-западных воеводств (Щечинское, Ольштинское, Вроцлавское, Познаньское и Гданьское) было переселено более 137 тыс. человек.
Параллельно в эти же западные воеводства, предварительно очищенные от немцев, массово переселялись поляки, чтобы не было монолитных восточнославянских общин, которые снова могли стать базой для оуновцев. Оставленные селения и дома в юго-восточных районах Польши занимали переселённые поляки.
Переселенческая акция была жёсткой и стремительной и не несла радости переселенцам. Но она не вела к истреблению переселенцев и не повлекла массовую смертность во время и после депортации.
Конец террористического подполья
К 17 июля 1947 года операция «Висла» официально была завершена. Польские правоохранительные органы довершили зачистку территории от оуновского подполья. В результате структуры ОУН-УПА в Польше были уничтожены и формально распущены Р. Шухевичем как «полностью утраченные» в начале осени 1947 года.
Таким образом, польские власти разумно определили источник силы украинского националистического подполья – местное население. Силовая операция сочеталась с выселением восточных славян (галичан, русинов, лемков) из юго-восточных воеводств ПНР в западные и северо-западные, которые ранее были частью Германии и вошли в состав Польши по предложению Сталина. В западной части Польши восточные славяне были распылены и постепенно ассимилированы.
Депортация была жесткой мерой, но польским властям нужно было подавить на своей территории организацию украинских нацистов, террористов и убийц. Деятельность ОУН-УПА была серьёзной угрозой для польского населения и государства. Продолжение деятельности украинских бандформирований вело к гибели тысяч мирных людей.
В итоге польские власти смогли в короткие сроки полностью подавить на своей территории деятельность террористической организации ОУН-УПА. Часть бандформирований уничтожили, часть бандитов попала в плен, была осуждена, часть бежала за границу. Социальные, экономические условия для восстановления террористического подполья также ликвидировали. Это спасло многие тысячи жизней. В Польше наступил мир.
В постсоветской Украине операцию «Висла» пытались представить как этническую чистку, геноцид украинцев. Однако объективно это не так. Действия польских властей надо рассматривать в рамках «украинского вопроса», действий ОУН-УПА в годы Второй мировой войны, когда украинские нацисты выступали как пособники гитлеровской Германии и устроили резню русского, просоветского, еврейского и польского населения. А затем дальнейшего противостояния законных властей Польши и оуновских банд. Польские власти навели порядок на своей территории, разгромили террористическую организацию, восстановили мир в стране.
В условиях нынешнего военного противостояния России и «украинского рейха» на землях юго-западной Руси (части исторической России), необходимо использовать как опыт сталинского СССР, так и навык Польской Народной Республики в борьбе с украинскими нацистами, которых снова поддерживают США и Англия.
То есть депортация «западэнцев», «щирых» украинцев в Западную Европу, Канаду – это вполне закономерный шаг по восстановлению русскости Малой Руси-России. Если эти люди не желают быть русскими, говорить и думать по-русски, жить на исторических русских землях, то «чемодан-вокзал-Запад». Многие уже сами выселились из Малой Руси, туда им и дорога. Пускай радуются успехам западной «цивилизации» – жизни в роли людей 2–3 сорта в качестве прислуги или рабов западных господ.
topwar.ru/195854-operacija-visla-kak-poljaki-razgromili-banderovcev.html