Сменит ли Индия Китай в качестве локомотива мировой экономики? https://inosmi.ru/20230324/indiya-261645748.html
Закупка Индией громадной партии самолетов Boeing и Airbus на сумму в сотни миллиардов долларов вновь привлекла внимание экономистов и бизнесменов к потенциалу стремительно растущего гиганта Южной Азии. Ряд экспертов даже считает, что в скором времени Индия сменит Китай в качестве локомотива мировой экономики. На страницах немецкого делового издания Manager Magazin глава Франкфуртской школы финансов и управления Нильс Штиглиц объясняет, почему так выросло значение Индии как торгового партнера и новой площадки для промышленного производства.
Профессор Штиглиц отмечает, что пока еще Китай рассматривается странами Запада как главная "мастерская мира". Однако промышленные страны и инвесторы в поисках новых растущих рынков все чаще обращают внимание на Индию.
Недавно государственная компания железных дорог Indian Railways заказала у немецкой Siemens Mobility 1 200 локомотивов на сумму в 3,25 миллиарда евро. Речь идет о самом амбициозном проекте в истории немецкой компании, целью которого является полная модернизация индийских железных дорог. Одновременно индийская авиакомпания Air India заключила крупнейшую в истории авиации сделку, заказав у европейцев 250 самолетов Airbus, а у их американских конкурентов Boeing – до 300 самолетов на общую сумму свыше 100 миллиардов долларов.
В то же время глобальный морской перевозчик Hapag-Lloyd приобретает 40% мощностей в индийских морских терминалах JMBPL. Кроме того, компания Apple планирует перенести из Китая в Индию значительную часть производства IPhone.
Эти примеры, считает Нильс Штиглиц, указывают на растущее значение Индии в освоении новых рынков. Страна с населением в 1,4 миллиарда человек все еще находится "в тени" своего китайского соседа, но ситуация за последние годы сильно изменилась.
По размерам ВВП на душу населения Китай пока значительно опережает Индию (12 и 2 тысячи евро в год соответственно), сопоставимой является лишь численность населения двух стран – до полутора миллиардов человек. Однако экономика Индии уверенно растет, в 2022 году страна обогнала Великобританию по размеру ВВП и занимает теперь по этому показателю пятое место в мире. Ожидается, что к концу этого десятилетия Индия выйдет на третью позицию в списке крупнейших мировых экономик, и у нее есть для этого достаточный потенциал.
Если раньше западные компании заключали с Индией относительно небольшие контракты, то нынешние гигантские сделки с Siemens и Airbus показывают, какие объемы средств инвестируются в индийскую инфраструктуру. В Индии активно развиваются сети мобильной связи, строятся автомагистрали. Речь идет в первую очередь о развитии внутреннего рынка, который все больше открывается для иностранных инвесторов, страна становится для них интересной в качестве торговой и промышленной площадки. Этому способствует желание многих международных компаний диверсифицировать свои производственные цепочки, также большую роль играет значительное улучшение условий для бизнеса и производства в Индии. Эти два обстоятельства объясняют новую роль страны в международном разделении труда.
В последние годы в Индии ввели унифицированную систему налогообложения, а также упрощенный цифровой доступ к финансовым услугам. Имеются и положительные сдвиги в борьбе с коррупцией, хотя страна все еще находится в соответствующем мировом индексе на 85-м месте. Недавнее фактическое банкротство крупнейшего промышленного конгломерата Индии Adani Group, по мнению Нильса Штиглица, не окажет существенного влияния на долгосрочные перспективы индийской экономики. Вместе с тем потребуется тщательное расследование причин банкротства, чтобы вернуть доверие иностранных инвесторов. Этот случай показывает необходимость большей транспарентности и борьбы с коррупцией. Adani Group потеряла около 100 миллиардов долларов в результате финансовых нарушений и биржевых манипуляций.
Хотя общая тенденция в мире указывает на сворачивание глобализации, Индия является своего рода исключением. Преимущество страны состоит также в том, что она отказывается присоединяться к какому-либо из противоборствующих блоков в контексте нынешнего противостояния, которое обострилось из-за конфликта на Украине. Индия и в будущем намерена сохранять строгий нейтралитет на мировой арене.
МВФ исходит из того, что темпы роста индийской экономики составят 6,1% в 2023 и 6,8% в 2024 году. Это больше, чем в большинстве крупных экономик мира, включая Китай. Профессор Штиглиц уверен: если эта тенденция сохранится, Индия может сменить Китай в качестве локомотива мировой экономики. Новая роль Индии будет иметь чрезвычайно положительное значение, в том числе в вопросе борьбы с климатическими изменениями.
На сегодняшней день Индия остается одним из ведущих "загрязнителей" окружающей среды на планете: значительная часть энергии генерируется за счет сжигания угля, в том числе кустарным способом. В этой связи страна начинает переход на "зеленую" энергетику и уже стала третьей в мире по инвестициям в производство солнечных батарей. Значительный упор делается также на строительство АЭС.
Индия стала за последние годы "страной стартапов" и насчитывает более ста новых предприятий, чья стоимость превышает миллиард долларов. Наблюдатели выделяют в этой связи несколько отраслей. Развитие фармацевтической индустрии сделало Индию "аптекой мира", особенно по части производства дженериков. И, наконец, сектор информационных технологий, который развивается чрезвычайно быстро и работает в связке с ведущими мировыми компаниями. Если в Западной Европе речь идет о деиндустриализации, то в Индии наблюдается мощное развитие производственного сектора. Наиболее крупным промышленным конгломератом является Tata Group, в котором заняты 900 тысяч человек в 150 странах мира. Tata Group включает в частности ИТ сектор, автопроизводителя Tata Motors и сталелитейного гиганта Tata Steel.
Вместе с тем американский экономический вестник Wharton magazine считает, что Индия вряд ли сможет обогнать Китай по уровню экономического развития в обозримом будущем. Журнал приводит следующие аргументы: Индия начала экономические реформы в начале 90-х годов прошлого века – почти на десять лет позже Китая. При этом Китаю удалось привлечь колоссальные инвестиции в инфраструктуру – железные дороги, аэропорты, порты и мосты, а также эффективно использовать этот потенциал. В результате КНР превратилась в подлинную "мастерскую мира".
При этом, пишет Wharton magazine, Индия на сегодняшний день отстает от Китая по всем основным показателям. Доля промышленного производства составляет 30% в экономике Китая и лишь 20% в Индии. Китайская инфраструктура сегодня ничем не уступает западной, в то время как Индия все еще производит впечатление бедной страны. В том случае, если Индия захочет догнать и перегнать Китай, ей придется увеличить инвестиции в экономику, улучшить инфраструктуру и нарастить промышленное производство. Это достаточно серьезный вызов. Одной из серьезных помех для Индии является "демократия" – достаточно децентрализованная система управления. Если в Китае стратегические проекты немедленно осуществляются по приказу центрального руководства, то в Индии чрезмерный федерализм мешает их реализации.