Print

Культовые организации китайцев https://cont.ws/@fan077/2511011

Опубликовано в Зарубежные новости

Как и другие народы, китайцы создали систему верований, где можно различить несколько разновременных пластов.

Унаследованные от Древнего Китая предания о божествах, добрых и злых духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни народа в период династии Цин.

Трудно даже приблизительно подсчитать, сколько всего богов почитал китайский народ. Не было ни одного ремесла, ни одной сферы жизни, где бы люди обходились без соответствующих покровителей. Когда в апреле 1908 года в Пекине вспыхнули многочисленные пожары, люди приписывали их духу огня, который спустился на землю. «Когда это зловещее божество вернется в свою обитель, пожары прекратятся», – говорили они.

Основным был культ Неба. Император считался представителем Небесного Владыки на земле, поэтому только он мог совершать обряды поклонения Небесам. Его считали верховным жрецом, а знать, государственные деятели, гражданские и военные чиновники выступали в роли его помощников в зависимости от своего чина.

 

Поклонение Небесам совершалось в храме Небес, который являлся одновременно дворцом, местом аудиенций и комнатой заседаний Совета. Там делали подношения Небесам, духам гор и рек, предкам и всем духам. Все эти культы отправляли также и в особых священных местах, и они имели свой порядок совершения обрядов и церемониал. Наряду с государственным культом Небес и Земли, совершались «великие», «средние» и «малые» подношения духам в виде животных, серебра, зерна, нефрита, а также сезонные приношения к алтарям; священнослужители одевались в одежды характерных для конкретного времени года цветов.

Сторонники каждого из существовавших течений, даосизма и буддизма, имели свои храмы и монастыри. Жрецы и монахи служили в многочисленных деревенских и придорожных храмах, при усыпальницах предков. В священных местах поклонялись богам грома, дождя, ветра, плодородия, земледелия.

 

Отношение к даосизму и буддизму менялось, верования то поощрялись, то разрешались, то преследовались, но иерархия духовенства и сама структура культа сохранились и в XX веке. Сегодня в Китае сосуществуют приверженцы нескольких религий.

Главное место среди них занимает конфуцианство, которое много лет являлось государственной религией. Не менее распространен культ предков. Еще одна группа – приверженцы даосизма. Соблюдение разнообразных ежегодных праздников, таких как День всех душ, когда делаются подношения блуждающим и голодным духам, отражает теснейшую взаимосвязь трех религий (Сан Чао).

Как верховный жрец, император нес личную ответственность за спокойствие и порядок в стране, он исповедовался перед Небесами и молился о том, чтобы на него пало наказание за все грехи, которые совершают его подданные. Выше уже говорилось, что, кроме своих обычных обязанностей, государственные деятели, знать и чиновники исполняли обязанности жрецов государственной религии.

 

Даже в самых изысканных церемониях, совершавшихся по особым случаям в буддистских храмах, внешне не было ничего похожего на те или иные формы христианского культа, но в них легко увидеть сходство с торжественными мессами или «общей молитвой». Одновременно с поклонением Будде китайцы могли искать помощи у местного бога или обращаться к духам, чтобы избежать несчастья.

После того как в 1912 году Китай стал республикой, государственный культ исчез, и религиозные обычаи стали соблюдаться не так строго, а во многих храмах стали работать школы.

 

Эстетическое чувство и мораль у древних китайцев

Китайцы всегда восторгались прекрасным и находили его в растениях, музыке, поэзии, литературе, вышивке, живописи, фарфоровых изделиях. Практически повсеместно разводили цветы, поскольку почти при каждом доме был хотя бы небольшой садик. Столы часто декорировали цветами в вазах, корзинами с фруктами или сладостями. Музыка вошла в обиход, поскольку соответствовала учению Конфуция.

Бумага с написанными на ней иероглифами ценилась настолько высоко, что нельзя было бросить ее на землю или наступить на нее. Восхищались искусством театра, профессиональными рассказчиками. Для успеха любого предприятия совершали обряды в храмах.

Однако до последнего времени улицы и общественные места не убирали, нормы поведения в обществе не соблюдались.

В Китае традиционно глубоко почитали старших по возрасту и общественному положению, непоколебим был авторитет родителей. Признавалась возможность «лжи во благо», то есть она никак не порицалась и обман не преследовался. Не было редкостью воровство. Противозаконные поборы правителей считались обременительной, но неизбежной ношей.

 

Мораль в обществе существовала, однако практиковались ранние браки и наложничество, известны были разврат, пьянство и коррупция. Женщин не считали полноценными существами, прав они были лишены, и относились к ним деспотически.

Моральные принципы излагались в классических сочинениях, соответственно формировались и основы законодательной системы. Частым явлением были клановые разборки, сражения между родами, кровная месть могла длиться на протяжении жизни нескольких поколений, ибо ее исполнение считалось священным долгом. Приветствовались ритуальные самоубийства, которые часто совершались под влиянием несправедливого обвинения. Основываясь на буддийской догме о бессмертии души, многие стремились к телесному бессмертию. Достоинством мужчины считалась выдержка и умение скрывать свои чувства.

Вместе с тем высоко ценилась честность и верность данному слову, особенно среди торговцев, что выразилось в поговорке: «Слово купца крепче камня». Однако подобные отношения были обязательными только между китайцами, тогда как обман иностранца грехом не считался.

Многие курили опиум, пока его употребление не стало жестоко караться (в 1906—1916 гг.). Но, несмотря на запрет, опиум продолжали ввозить контрабандно, а подкупленные чиновники старались не замечать культивирования мака.

 

Издревле нормой поведения считались вежливость и обходительность, причем иногда соблюдение этикета доходило до крайностей. Вежливость нередко маскировала истинные чувства. За велеречивыми комплиментами могла скрываться глубочайшая неприязнь друг к другу. Многие увлекались азартными играми, например маджонгом, порой при этом проигрывая огромные состояния.

Привычки и обычаи китайцев

Несколько раз в году китайцы устраивали праздники. Один из них – начало Нового года. По этому поводу устраивалось невероятное количество фейерверков, люди веселились в своих домах, выпивали и обьедались вкусной пищей. В течение нескольких дней ходили в гости к друзьям и близким. Считалось, что в канун праздника кухонный бог Туан Ниен спускался с Небес, чтобы узнать о прегрешениях людей и затем отчитаться перед Небесным Владыкой. Чтобы уста Туан Ниена были запечатаны и он не смог слишком много рассказать об увиденном на земле, его закармливали медом и другой липкой едой.

На участках и в домах убирались, на входных дверях расклеивали новые бумажные изображения богов-хранителей, вывешивались полоски красной бумаги с иероглифами, содержащими пожелания счастья, богатства, удачи, долгой жизни. Их укрепляли на столах, покрытых красной скатертью. Повсюду стояли цветы и висели украшения: гирлянды, праздничные флаги.

 

Деловая жизнь прекращалась, празднование продолжалось в течение первой половины первого лунного месяца.

Каникулы заканчивались после трехдневного праздника Фонарей. Он родился в период Ханьской династии, две тысячи лет тому назад. Перед всеми зданиями зажигалось бесчисленное количество фонарей всех размеров, форм и цветов, кроме белого или оттенка неокрашенной материи, ибо эти цвета считались траурными.

Примерно спустя 800 лет, то есть около 1200 лет тому назад, ввели новшества: вдоль улицы медленно двигались бумажные драконы длиной несколько сотен метров. Их несли на головах множество мужчин так, что виднелись только ноги, поэтому создавалось впечатление, что огромные змеи, извиваясь, медленно ползут по улице.

Кроме праздников Четырех времен года, отмечавшихся в дни равноденствий и солнцестояний, справляли восемь других, четыре из которых были связаны с почитанием духов. Назовем Ранний праздник духов, происходивший в пятнадцатый день второго лунного месяца, и праздник Надгробий. Последний наступал примерно в третий день третьего лунного месяца, когда приводили в порядок могилы и делали специальные приношения мертвым. Средний праздник духов происходил в пятнадцатый день седьмого лунного месяца, и Поздний праздник духов – в пятнадцатый день десятого лунного месяца.

 

Полагают, что праздник Дракона на лодках (в пятый день пятого лунного месяца) отмечали в память о поэте Цюй Юане, который бросился в реку, не выдержав дворцовых интриг и козней придворных. Основное содержание обрядов составляли просьбы о ниспослании обильных дождей для хорошего урожая.

В названии отразился смысл праздника, он проходит в виде состязания на многовесельных лодках в форме драконов. Тогда же на дверях жилищ прикрепляют тексты заговоров, едят особую разновидность рисового пудинга и пьют хмельные напитки.

 

На пятнадцатый день восьмого лунного месяца проводится праздник Середины лета, европейцы его называют День поминовения. Тогда женщины поклоняются Луне, в качестве еды предлагают пироги и фрукты. Верят, что в этот день открываются врата чистилища и выходят голодные духи, чтобы в течение месяца наслаждаться всем, что им подносят люди.

На девятый день девятого лунного месяца проводился праздник Чун-Ян, когда любой мог подняться на высокое место, на гору или храмовую башню, чтобы запустить бумажного змея. Считалось, что подобным образом можно достичь долголетия. С этого дня отрывался сезон летающих змеев. В последующие несколько месяцев китайцы запускали в небо драконов, сороконожек, лягушек, бабочек и сотни других хитроумно сделанных существ, которыми управляли с помощью простейших механизмов, используя силу ветра. Они вращали глазами, издавали различные звуки, двигали лапами, крыльями, хвостами. Возникала полная иллюзия, что в небе находятся живые существа.

 

Возникновение этого праздника, по легенде, связано с предупреждением, полученным ученым по имени Хуань Цзин от его наставника Фэй Цзянфана из Хэнаня, который жил во времена Ханьской империи. Однажды ученому во сне явился дух наставника и предрек, что вскоре случится наводнение. Поутру Хуань Цзин собрал своих домочадцев и вместе с ними перебрался на возвышенность. Действительно, вскоре произошло наводнение, и их селение было затоплено. Вернувшись, Хуань Цзин обнаружил, что все его домашние животные погибли. Он сразу принес обильные жертвы богам и всю последующую жизнь отмечал этот день как праздник.

«Мифы и легенды Китая», Эдвард Вернер, 2007г. (перевод: Сергей Федоров)

Powered by Bullraider.com