Print

Греки остались греками https://cont.ws/@vontrautlis/1781133

Опубликовано в Зарубежные новости

Не надо искать параллели в этой статье. А если все же найдете - так это вам показалось...

Есть в истории народов такие даты и места, память о которых никогда не заживает. И другие к ним должны относиться если не с сочувствием, то хотя бы с уважением, чтобы не задеть и не обидеть. Для греков это 6 и 7 сентября.

В 1955 году турецкий премьер Аднан Мендерес окончательно сделал Константинополь Стамбулом. Там были и погром, и депортация десятков тысяч человек. И был урок, который не хотят выучить иные их единоверцы.

 

Греки непрерывно жили на берегах Босфора с 667 года до нашей эры. Их город назывался Византием, Новым Римом и Константинополем. Даже после 29 мая 1453 года, когда султан Мехмет Завоеватель сокрушил последний оплот древней империи и начал заселение города мусульманами, древнее население города никуда не делось. Оно было обложено налогами, временами подвергалось экзекуциям и погромам, но пережило и Османскую империю, сохранив язык, веру и самоуправление общин. По данным последней османской переписи населения 1914 года на территории империи проживали 1 млн 792 206 православных греков, составлявших 8,54 % подданных султана Мехмета V. По оценкам же местных чиновников, греков было в империи около 2,3 миллиона. За это время появилось греческое государство, пусть сначала без Фессалии и Македонии, но уже с Афинами и Спартой. И практически с самого начала оно приняло закон, который был подписан ещё в 1835-м, а затем повторён в 1856 году. Согласно ему, подданство короля эллинов можно получить тогда, когда сможешь доказать, что в тебе течёт «греческая кровь», которая текла в жилах многих поколений твоих предков.

Никто не требовал ни демонстрации морейской или лесбосской родни, ни обязательного выхода из подданства султана, ни тем более прохождения на последние деньги экзамена на знание принятого в афинских кабинетах диалекта. Вот у тебя есть записка от приходского батюшки, что в этом храме крестили тебя и твоего отца, и этого достаточно, если ты прибыл на территорию Эллады и поклялся в верности монарху — сначала Оттону Виттельсбаху, а затем королю Георгу Глюксбургу и королеве Ольге Константиновне.

При этом монархе греки откусывали от слабеющей Османской империи кусок за куском, а его сын Константин так вообще стал нумероваться XI, изображая из себя воскресшего Палеолога. Казалось, вот-вот можно будет заполучить Константинополь и Смирну и выгнать турок вглубь Азии. Но у них оказались куда более умелые генералы Кемаль-паша и Исмет-паша, которые выбросили несостоявшегося византийского императора за пределы Малой Азии и Восточной Фракии.

Произошла жесточайшая этническая чистка, которую Лига Наций, как бы сейчас сказали, политкорректно назвала «обменом населением». Вслед за эвакуацией христиан (около 1,5 млн человек) из Турции последовало выселение мусульман из Северной Греции. Вследствие этого Салоники — древний греческий город, в значительной степени утративший к началу XVI века своё христианское (греко-славянское) большинство, — был реэллинизирован. Кроме того, чисто греческим и христианским стал Крит. Вместе с тем все, исключая Константинополь, города Западной Турции (исторически греческие Адрианополь, Смирна и многие мелкие поселения) лишились своих христианских жителей. При этом 1,5 миллиона выселенных христиан прибыли в Грецию на место полумиллиона уехавших мусульман, что привело к росту трущоб в крупных городах (в первую очередь в Афинах, Пирее и Салониках), массовой безработице, росту бедности и голода, массовой эмиграции за рубеж. А если к этому потоку прибавить еще 60 027 греков с черноморского побережья Болгарии и 58 522 — с территории бывшей Российской империи, то Греция, в которой на 1920 год проживало чуть более пяти миллионов человек, пережила такой демографический удар с большим трудом и погрузилась в полосу политической нестабильности. Монархия прерывалась на республику и обратно, штатских меняли военные…

Грекам Константинополя (на 1919 г. — 350 тысяч, или 31 % населения) было милостиво дозволено не покидать родных домов. И поначалу, пока Кемаль и Исмет были президентами Ататюрком и Иненю, некая стабильность сохранялась. В 1942-м Турция ввела специальный налог на имущество, которым обложила всех нетурков — греков, армян, евреев, но до погромов и депортаций не доходило. Но когда Ататюрк скончался, а Иненю ушёл в отставку и страной стали руководить президент Баяр и премьер Мендерес, турецкая общественность не без поддержки свыше стала говорить об «окончательном решении греческого вопроса».

Кроме Греции и Турции был ещё Кипр, отторгнутый от Османской империи британцами в 1878 году, и там постоянно вспыхивали стычки между местными греками и турками. Последних вожди движения за независимость и воссоединение острова с Грецией (энозис) собирались если не сбросить в море, то, как минимум, депортировать в Малую Азию.

6 сентября 1955 года турецкая газета İstanbul Ekspres сообщила, что в доме-музее Мустафы Кемаля Ататюрка в Салониках взорвана бомба, которую, как указывалось в публикации, заложили греки. Газета Hürriyet писала тогда: «Мы хотели бы напомнить нашему малому соседу Греции, что непристойные дети, если они не возьмутся за ум, достойны порки. Что и говорить, Греции знакомы турецкие побои».

Как позже выяснилось, подрыв произвёл сам смотритель музея взрывным механизмом, переданным ему турецкими спецслужбами. Но это было потом, а в тот день Стамбул громил остатки Константинополя. Сначала были помечены дома, магазины и церкви, предназначенные к осквернению и разрушению. В ночь с 6 на 7 сентября более 100 тысяч обеспеченных транспортом погромщиков принялись исполнять свою работу.

Пять основных дорог, ведущих к площади Таксим, были заполнены толпами, вооружёнными палками, топорами, лопатами, молотками и железными ломами. Толпа скандировала «Kahrolsun giavourlar!» (Проклятье неверным!) и «Yikin, Kirin, giavourdur!» (разрушайте, ломайте, это неверные!). Полиция и армия не предпринимали никаких действий, так как не получили команды на наведение порядка и ограничивалась бесстрастным наблюдением за событиями.

Пострадали около 80 церквей, 4500 магазинов, 2500 квартир, 40 школ. Были осквернены христианские кладбища, где погромщики не ограничились разрушением надгробий, а вскрывали могилы, вытаскивали трупы и оскверняли их. Число убитых греков оценивалось в 37 человек (по турецким данным — от 13 до 16 греков, включая двух священников, и один армянин). Досталось заодно и неуехавшим в Израиль местным евреям. Массовыми были изнасилования христианских девушек. Материальный ущерб составил сотни миллионов долларов США, по некоторым оценкам — до миллиарда долларов в ценах той эпохи! Консул США в Стамбуле Артур Ричард в сообщении, посланном в Госдепартамент США, отметил, что он был очевидцем бездействия турецкой полиции, которая ничего не делала, чтобы предотвратить зверства.

Вмешательство армии утром 7 сентября остановило активность масс. Беспорядки затронули и другие города Турции, в первую очередь, Измир, где пострадали семьи греческих офицеров, находившихся при штабе НАТО в городе. При этом войска НАТО, расквартированные в Измире, равно как и западноевропейская общественность, предпочли не вмешиваться в события. Не было слышно и голосов международных правозащитных организаций. 

В результате предварительного следствия к ответственности за трагические события в Стамбуле и Измире были привлечены 3219 человек. Суд освободил их из-за отсутствия состава преступлений. 

От 140 тысяч греков, проживавших в Стамбуле середины 20-го века, остались 69 тысяч, остальные отбыли в Грецию. Король Павел помнил печальные итоги военной деятельности своего отца, а премьер-министр фельдмаршал Александрос Папагос сам был ранен во время боёв в Малой Азии, и возмездия не было. Зато все бежавшие греки сразу получили подданство. Более того, многие оставшиеся христианские жители Стамбула получили греческие паспорта, и никто в Афинах не упрекал репатриантов и новых сограждан в том, что они «недостаточно проэллинские» или «не сопротивлялись как надо».

30 декабря 1963 года президент Кипра архиепископ Макариос III предложил конституционные поправки, изучив которые, Турция заняла бескомпромиссную позицию против сближения Кипра и Греции. Вернувшийся к власти Исмет Иненю решил вспомнить молодость и дать грекам бой на своей территории. Недаром его фамилия создана в честь того места, где он разбил короля Константина в марте-апреле 1921 года. Но в данном случае речь шла не о военных, а об административных мерах.

5 марта 1964 года 12 тысяч греков Стамбула были выдворены из Турции в Грецию. Высылаемым разрешалось взять с собой 20 кг груза и 20 долларов наличными. Бросив дома, за ними последовали их жёны, дети, близкие. Количество людей, покинувших Стамбул, достигло 40 тысяч. Со стороны чиновников и прессы звучали даже угрозы выгнать Вселенского патриарха Афинагора из Константинополя.

Официальный повод для изгнания — «действия, направленные против интересов государства» и стремление оказать давление на греческое правительство Георгиоса Папандреу по кипрскому вопросу. «Имея при себе только личные вещи, которые могли поместиться в один чемодан, оставив после себя всё, что нельзя было перевезти, эти люди были вынуждены уехать в течение одного-двух дней. Имущество было заложено в ипотеку, они не могли взять его с собой или продать. Мне до сих пор непонятно, как государство могло проявить такую жестокость. Большинство депортированных "за вредные виды деятельности" — это люди восьмидесятилетнего возраста, изгнанные из больниц пациенты на носилках, вдовцы, инвалиды, пожилые женщины и мужчины. Некоторые из них никогда не бывали за пределами Стамбула. Всего с 20 долларами в кармане они были оставлены по ту сторону границы… Несомненно, у всех были друзья, которые смотрели на изгнанников со слезами — ведь люди обладают не только национальной идентичностью, но и гуманностью, — но большинство людей все же стремились показать, что находятся на седьмом небе от счастья. Звучали ли в прессе протесты против депортации? В этом я не уверен, так как количество тех, кто выступал против изгнания, было совсем немногочисленным», — писал турецкий журналист Херкуль Миллас. К 1978 году в Стамбуле проживало не более 7 тысяч греков, а ныне — около трёх тысяч.

Эта депортация прекрасно показана в фильме «Щепотка перца». Там и само изгнание, и жизнь репатриантов в Афинах по приезде. Да, детям в школе объясняли, что они неправильно говорят, а поварам — что они не по-гречески готовят еду. Но не более. Никого обратно в Стамбул не выселяли и не требовали никаких платных экзаменов на право считаться эллинами. А уж о квотах на временное проживание речь вообще не шла. Так что кое-кому в «Третьем Риме» следовало бы поучиться греческой мудрости не только у Платона и Аристотеля, но и у куда более поздних их земляков.

Как раз в те дни, когда Стамбул извергал из себя жителей Константинополя, 6 марта 1964 года во дворце Татой скончался король эллинов Павел. Но и его сын Константин II не стал менять практику предоставления гражданства соплеменникам. И хунта «чёрных полковников», и республика тоже оставили эту практику. Разве что под влиянием исхода из бывших республик СССР требуют нотариально заверенные переводы на греческий язык с апостилем документов, подтверждающих эллинское происхождение иных уроженцев Одессы, Ташкента и Мариуполя.

Дмитрий Губин 

Источник: http://timer-odessa.net/minds/...

Powered by Bullraider.com