Print

Триллион долларов в храмовых тайниках: найти, украсть, потерять сокровища бога Вишну https://zen.yandex.ru/media/navuh0d0n0s0r/trillion-dollarov-v-hramovyh-tainikah-naiti-ukrast-poteriat-sokrovisca-boga-vishnu-601025a7a0b62a00db0b67e7

Это история известна довольно широко, но мне она показалась интересной благодаря возможности еще раз задуматься над проблемой богатства как такового: когда и как сокровища превращаются в капитал?

Скажем, то, что лежит без движения в сундуках и останется там лежать вечно – это богатство или просто бессмысленные блестяшки? Почему денежное выражение стоимости любого сокровища всегда относительно? Например, одна и та же груда золота пополам с бриллиантами может оцениваться в 22 миллиарда и в триллион, причем, обе оценки будут верны – как так?

 
 
Сокровище Падманбхасвами - ну, приблизительно так оно и выглядит, а это реконструкция
 
Сокровище Падманбхасвами - ну, приблизительно так оно и выглядит, а это реконструкция

Нет людей, которые не хотели бы разбогатеть, это факт. Но вменяемый человек мечтает о миллионе – это сумма соразмерная здравомыслящему обывателю. От миллиарда, если вас будет искушать им диавол, лучше отказаться: такой капиталец обещает рисков больше, чем приятностей – придется улечься в прокрустово ложе финансовых взаимоотношений корпораций друг с другом и с государством, а в процессе подгонки вам обязательно либо ноги отчекрыжат, либо голову, либо и то, и другое. А уж от триллиона и вовсе - господи, убереги: от него следует стремглав бежать и креститься, креститься и бежать. Это уже такая масса денег, которая своего хозяина непременно придавит насмерть – а нет, так его придавит какое-нибудь государство и хорошо еще, если оставит жить безропотной куклой. Ну, про триллион – это все абстрактные умопостроения, поскольку примеров таких не бывало, а единственный, кто мог на себе попробовать – каково быть триллионером? – от этого счастья 10 лет отбивался и, наконец, успешно отбился. Речь идет, конечно, о титулярном махарадже Траванкора. Вернее, о двоих махараджах: первым был до 2013-го Шри Падманабхадаса Шри Утрадом Тирунал Мартанда Варма

а потом указанную должность занял племянник предыдущего – Шри Падманабхадаса Шри Мулам Тирунал Рама Варма. Несмотря на почти тождественные имена, это два разных субъекта – подобны они только истовой верой в господа Падманабхасвами, который является одной из ипостасей бога Вишну. Вот, взгляните на этого пухленького человечка – он считается владельцем триллионного состояния (насколько оправданно – обсудим ниже): впрочем, выражение отвращения ко всему на свете, которое мы видим на его лице, присуще всем туземным жителям – меня это еще там поразило

Тут, однако, специфика расового типа: у индо-арийцев (не дравидов) есть что-то такое в чертах, что нами считывается, как высокомерие – на самом деле, такового может не быть (хотя, действительно, часто имеется). Но к делу: наши махараджи 10 лет истово бились против участи стать распорядителями триллионного состояния и буквально пару месяцев тому на своем все-таки настояли.
Сам храм Падманабхасвами считается жемчужиной староиндийской архитектуры и одним из 108 мест паломничества, «которые нельзя миновать и где раз в жизни должен побывать каждый индуист»

Если хотите составить себе представление о храме (как он устроен, как выглядит, что в окрестностях_ - вам сюда

30-метровое сооружение, золотые скаты крыши, позолоченная 5-метровая статуя Вишну, который возлежит на тысячеглавом змее Шеше – а из пупа Вишну вьется цветок лотоса, на лепестках которого покоится Брахма. Рука господа покоится на лингаме Шивы – не будь это боговдохновенно, было бы порнухой.

Иноверцу там, кстати говоря, побывать никак нельзя, поэтому приходится верить на слово бывавшим. Нас интересует, однако, древность храма: нынешний существует 300 с лишним лет и был восстановлен после пожара 1686-го. Прежде стояло на том же месте другое капище – века эдак с 7-го н.э.: по крайней мере, именно к этому времени относятся первые литературные референции о молельне Падманабхасвами в городе Тируванантапурам.

– на них фиксировались подношения последних нескольких столетий: были, наверное, и более древние, но рассыпались в прах. Каджан таких сотни тысяч и они исписаны бисерным почерком: «От раджи имярек поступило золота и брильянтов общим весом столько-то, помещено в сокровищницу». В общем, дело стяжания и преумножения было здесь поставлено, как писал Владимир Ильич, «наилучшим образом». И не приходится сомневаться: задолго до появления первых нам известных записей дело тоже шло бойко.

 

Здесь - рассказ о том же, но посредством движущихся картинок:
 

Все завертелось в 2009-м году. Некто Сундер Раджан, адвокат, заподозрил, что храмовые сокровища хранятся из рук вон – и, возможно, тут налицо не простая бесхозяйственность, но злой воровской умысел

Соответственно, адвокат подал в суд штата Керала иск с требованием пересчитать все алмазы в каменных пещерах и жемчужины из морей полуденных, а растратчикам дать по рукам. Тогдашний титулярный махараджа, который возглавлял попечительский совет храма, понятное дело, возмутился: как можно подозревать этих святых людей, жрецов храма, в нечестии? Да у них кроме тряпки для опоясывания чресел и собственности другой нет. Но Верховный суд штата Керала что-то такое о махараджах знал, наверное. Королевский дом Траванкора правил на территории земель южной и центральной Кералы с 1729 по 1949симости и республики, махараджи сохранили церемониальные полномочия и статус «это уважаемый чэловек, слюшай, и дэньги есть». Любить их местным особенно не за что – в наши дни это аристократы с европейским образованием и должностями в руководстве индийских корпораций: инопланетяне, с точки зрения простого обывателя. В общем, суд постановил сокровищницы выпотрошить, а выпотрошенное – пересчитать. Тогдашний махараджа грозил божьими карами, напоминал, что в 1931-м пытались уже вскрыть хранилища, но тайные укрывища кишели кобрами и ревизоры в ужасе бежали

Махарджа также напоминал, что несанкционированный священничеством доступ грозит святотатцу проклятьем и неизбежной смертью. И, тем не менее, власти собрали комиссию из представителей закона, чиновников минкульта, делегатов от жречества и послали эту публику драгоценности считать. Известно на тот момент было о 6-ти сокровищницах, потом отыскались еще две. Комиссары попытались проникнуть в одну из них, двери в которую охраняли скульптурные кобры. Вскрыли дверь, потом вторую - а там еще одна, стальная, без рукоятей и замков: ни потянуть не за что, ни ключ вставить некуда

Вызвали слесаря, но Индия все же - его искали две недели и, как раз перед вскрытием монолитной двери, махараджа добился судебного запрета на доступ. Этот чулан, а также те два, в которые можно было попасть через него, так и остались недоступны. Инвентаризации подвергли другую сокровищницу – она, вроде, не открывалась с 1880-х. Вошли, отвалили гранитную плиту, спустились в подземелье. Наверное, именно так выглядела комната-сейф дядюшки Скруджа: ящики и сундуки подгнили, прохудились и содержимое их потекло золотыми ручьями на пол. Волны желто-металлического блеска оказались изрядно замусорены самоцветными каменьями – свидетели говорят, что были там образчики не хуже и не меньше знаменитых «Кохинура» с «Орловым».

 
Вот здесь более-менее систематически представлено все то, что из сокровищ храма показывалось

Подробный инвентарный список не публиковался: в нем, как говорят, миллион предметов. Комиссию по учету и рационализации пустили также в еще 4 хранилища, куда имели доступ жрецы и откуда они иногда выносят святыни для регулярных религиозных церемоний. Вот краткий перечень того, о чем стало известно прессе:

· Изваяние бога Махавишны из чистого золота, высотой 1,2 м, усыпанное бриллиантами и иными драгоценными камнями

· Трон чистого золота, украшенный сотнями бриллиантов, соразмерный седалищу 5,5-метрового изваяния божества

· Парадный мундир для скульптуры божества из 30 килограммов золота

· Несколько тысяч золотых цепей длиной около 5,5 м

· Сноп из чистого золота весом 500 кг

· 36-килограммовая золотая сетка-вуаль

· 1200 цепей, спаянных из золотых монет, каждая весом от 3,5 до 10,5 кг

· Несколько мешков с золотыми ювелирными изделиями (ожерельями, диадемами, бриллиантами, рубинами, сапфирами, изумрудами и тд)

· Золотые кокосовые орехи, весом в 30 кг каждый, украшенные рубинами и изумрудами

· Несколько сотен тысяч золотых монет древнеримских монет

· 800 килограммов золотых средневековых монет, отчеканенных в разных княжествах Индии

Как была сделана «оценка навскидку» всего этого добра – не ясно: как бы то ни было, всюду фигурируют 22 миллиарда в качестве балансово-инвентарной стоимости

Но остались неизученными, по осторожным подсчетам, еще, как минимум, 3 сокровищницы – та самая, за стальной дверью, а также две, с ней смежные. Они квалифицируются в качестве самых древних и люди туда не заглядывали как будто много столетий. То, что найдено и учтено, позволяет оценить период силосования и назапашивания сокровищ, по меньшей мере, в 2 с половиной тысячелетия. Взять хотя бы римские золотые монеты: они сейчас изрядная редкость и сотнями тысяч могли быть собраны только в эпоху, когда между Римом и Индией существовали интенсивные торговые связи, то есть, в 1-3-м веках нашей эры

Раз косвенные упоминания про Шри Падманабхасвами относятся к 3-му веку до нашей эры, то и возник он не позже – а мог и столетиями раньше. И золото сюда потекло тоже, вероятно, еще в дописьменную эпоху. Кроме богатств, нажитых трудом и торговлей, были на Индостане золотые копи (Малабарские, например): в тихой храмовой заводи осела лишь миллионная часть протекавших мимо сокровищ, но и их оказалось какое-то запредельное, просто умопомрачительное количество. Однако из мира восторгов и фантазий плюхнемся на землю – прямо в отрезвляющую лужу здравомыслия

Что там за закрытыми дверями – неизвестно и неизвестным останется: летом прошлого года махарадже и главе храмового совета разрешили самому решать – считать, не считать, открывать, не открывать двери. Потому пресловутый триллион (а в такую сумму оценивают подсчитанное и еще неинвентаризованное) совершенно умозрителен. Вот, скажем, римские ауреусы оценивают по современной рыночной цене: действительно, заурядные экземпляры на нумизматическом рынке стоят 5 тысяч долларов, незаурядные – 20-30 тысяч. Но надо понимать: этих монет всего наскребется в обороте не больше 50-ти тысяч штук. Если, действительно, древнеримское чеканное золото вдруг будет выброшено на рынок в объеме до полумиллиона монет, оно подешевеет до цены металла и продавать ауреусы станут как, например, наполеондоры или николаевские червонцы – по 4-5 сотен долларов за штуку

И вообще: земляне за всю историю цивилизации добыли 200 тысяч тонн золота, сейчас его доступно, от силы, 100 тысяч тонн. Большую часть рассовали по своим резервам различные государства. Внезапный тысячетонный залп по рынку уронит цены на металл, а то и разнесет их в пыль и прах. И останется только, как заповедал дедушка Ленин, сооружать из золота общественные отхожие места. То же - с камнями. В общем, триллион остается триллионом только пока недвижно лежит под землей. Но тут есть еще один пикантный моментик. Махарджа и храмовые жрецы вовсю нагнетают: тот же адвокат Раджан недавно помер – жертва проклятья, не иначе

Но слухи множатся и крепнут: говорят, под опечатанными хранилищами давно прокопан храмовой обслугой тоннель, а сокровища из подземелий вовсю и давно утекают в наш грешный мир. И даже вроде известно о пропаже 769 золотых сосудов и значительного количества серебряных слитков. В общем, титулярный махараджа, конечно, вне подозрений, но если все-таки осмелиться его заподозрить, то происхождение его несметных богатств получит, наконец, объяснение: а так-то королевская династия Траванкор тратится-тратится, а источник средств определяет туманно – «накоплено за 2 века беспорочного правления». «Из тумбочки берем», ага

Вот такая вот история про триллион, который то ли есть, то ли его нет, который то ли украден, то ли сбережен. Сокровище сейчас охраняют 200 полицейских и ВОХРовцев, храм обложен металлодетекторами, там в любой момент готовы встретить шквальным огнем грабителей с «машинганами»

При этом распорядитель сокровища категорически отказывается узнать – а что же в килограммах, каратах, погонных метрах находится в его распоряжении? Может, он набожен, конечно, а, может, давно уже прорыл к сокровищам
омневаться: за
 Но туНо туземцы настаивают, что самый первый храм был возведен за 3100 лет до рождения Христа и чуть ли не с тех самых пор является всеиндуистской святыней. Бог весть. Когда развернулись описываемые ниже события, пригласили сюда историков, которые принялись искать сведения о самых ранних храмовых дарах. Нашли исполненные резьбой по песчанику квитанции XII-го века: какие-то давно позабытые августейшие особы дарили Шри Падманабхасвами золотые подсвечники и золотые же цепи. Нашлись также каджаны (это такой информноситель, сплетенный из пальмовых листьев и используемый в храме для ведения бухгалтерии)земцы настаивают, что самый первый храм был возведен за 3100 лет до рождения Христа и чуть ли не с т
 
 
– на них фиксировались подношения последних нескольких столетий: были, наверное, и более древние, но рассыпались в прах. Каджан таких сотни тысяч и они исписаны бисерным почерком: «От раджи имярек поступило золота и брильянтов общим весом столько-то, помещено в сокровищницу». В общем, дело стяжания и преумножения было здесь поставлено, как писал Владимир Ильич, «наилучшим образом». И не приходится с
Powered by Bullraider.com