AgoraVox: Россия станет или уже стала первой экономической державой континента
Российская экономика находится как минимум на уровне немецкой, если судить по самому надёжному экономическому показателю — ВВП по паритету покупательной способности.
Французское издание AgoraVox опубликовало статью, посвящённую российской экономике, в которой оно развенчивает мифы о том, что дела в России идут не очень. По мнению авторов, Россия движется к тому, чтобы стать первой экономической державой континента.
Российская экономика находится на уровне немецкой, если судить по самому надёжному экономическому показателю — ВВП по паритету покупательной способности. И по этому показателю Россия либо вот-вот станет первой экономической державой континента, либо уже стала.
Кроме того, в отличие от многих других европейских стран, у России есть резервные фонды в размере 541 миллиарда долларов, где собственно на доллары приходится лишь малая часть, профицит бюджета и невысокая задолженность в размере 15% от ВВП, которая не отягощает бюджет выплатами.
При этом Россия в любой момент может увеличить покупательную способность граждан, но предпочитает этого не делать, выбирая либеральный способ стимулирования экономики — потребительское кредитование. Мало кто хочет бастовать или свергать власть, когда ему нужно платить по кредиту.
Кроме того, у России есть нефть, политическая стабильность, заниженный курс рубля, который хорош тем, что способствует экспорту и тормозит импорт, низкая безработица (4,5%), положительное сальдо внешней торговли, контролируемая иммиграция, контролируемая инфляция, экономический патриотизм и талантливое руководство, которое умело уклоняется от всех ловушек США и их прихлебателей.
В России тем не менее существуют и свои проблемы. Например, вывод капиталов. Это можно было бы быстро решить, запретив их вывод, однако это сразу же перекрыло бы поток иностранных инвестиций в российскую экономику. Руководство России не стремится удерживать в России иностранные компании, которые не хотят реинвестировать, а вместо них старается создать отечественные аналоги. И у государства в их отношении окажется гораздо больше рычагов влияния, чем на иностранные компании.
Более того, Россия защищена от шантажа делокализацией тем, что большая часть российской экономики принадлежит резидентам, гражданам и государству.
Пять лет американских санкций, от которых в США ожидали так многого, привели лишь к тому, что по всей стране как грибы растут заводы, экономика развивается, а российская дипломатия блистает, как во времена СССР.
Санкции ударили лишь по тому, кто их ввёл.
В это же время Украина переживает тяжелейшее время за всю историю своей «незалежности». Её промышленные гиганты вроде авиазавода «Антонов» и верфей в Николаеве простаивают, не производя ничего, либо работая в замедленном темпе. Предприятия тяжёлой промышленности и чёрной металлургии на Донбассе потеряны навсегда, а те, что ещё сохранились, страдают без российских заказов. Плюс маячит перспектива потери отчислений за транзит газа.
К слову, от русофобии пострадала и Прибалтика — их порты, которые ранее активно использовались для транспортировки российских грузов, теперь простаивают и отчаянно нуждаются в модернизации. Россия построила новые порты в Финском заливе и уже начала перенаправлять туда свой экспорт. В ближайшее время Прибалтика полностью лишится транзита.
Литва попала в затруднительную ситуацию. Она закрыла Ингалинскую АЭС по указанию Евросоюза и построила СПГ-терминал, чтобы не зависеть от российских газопроводов. Однако оказалось, что крупнейшие поставщики получают СПГ с Ямала. То есть на деле Литва получила лишь повышение цен на газ.
Франция не получила никаких преимуществ от санкций, а вот ответные российские меры больно ударили по её агропрому.
Да и в целом санкции стали стимулом для развития внутреннего российского производства.
Существует небольшая проблема для нефтяного сектора, для которого стали недоступны европейские кредиты, но это палка о двух концах — для европейских инвесторов это закрыло возможность выгодно вкладывать деньги и пользоваться высокими процентными ставками (6,5%) по российским облигациям.
Небольшой урон нанес обвал цен на нефть со 110 до 35 долларов за баррель, но теперь между Россией и ОПЕК существует договоренность об ограничении добычи для поддержания цен на уровне 55 долларов за баррель.
Кроме того, в западной прессе никак не отражается положение дел в российской реальной экономике, а на это тоже стоит обратить внимание.
Здесь следует выделить две формы инвестиций:
— Государственные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты, такие как мост в Крыму (Керчь), будущий мост через Лену, порты и аэропорты, автотрассы и железнодорожные линии. Зачастую к проектам привлекаются частные инвесторы, как было, например, при строительстве лыжного центра «Роза Хутор» для зимней Олимпиады в Сочи.
— Частные инвестиции в формирование или развитие предприятий. Источниками могут быть создатели стартапов, олигархи (при более крупных инвестициях), российские или международные предприятия, как мы видим на примере завода Mercedes-Benz в Подмосковье, который нацелен на выпуск от 20 000 до 25 000 автомобилей в год и создаст изначально 1 000 рабочих мест.
В сентябре 2019 года был зафиксирован рост промпроизводства в 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 2,7% с начала года.
Санкции способствуют развитию отечественных отраслей промышленности, особенно в стратегически важных сферах.
И вот к чему это привело: в России строится 25 траулеров и еще 43 было заказано, скорее всего, для разработки арктических ресурсов. Строится 42 торговых судна строятся для движения по Волге речные круизные суда, которые создаются практически с нуля (то есть развивается новый сектор, который привлечёт безработных украинских инженеров).
Строится огромный флот арктических ледоколов, в серийное производство выводятся новые боевые корабли. Можно сказать, что российское судостроение переживает расцвет.
Строится гигантский завод по производству алюминия в Иркутской области за 120 миллиардов рублей, который будет выпускать 750 000 тонн металла в год. Открытие запланировано на конец 2020 года. По соседству создается жилищный комплекс, который станет ядром нового города.
С конца 2020 года начнется серийное производство лайнера МС-21, который должен составить конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737. Реализация проекта затормозилась на год или даже больше из-за отказа США выполнить договор на поставку композитных материалов. С учетом проблем 737 Мах, этот самолет может составить серьезную конкуренцию двум звездам сектора.
В сфере гражданской авиации также стоит отметить новый российско-китайский дальнемагистральный лайнер CR929, который должен подняться в небо в 2023 году. Он тоже будет конкурировать с Airbus и Boeing.
ЮЗТС успешно восстанавливает производство станков на Кубани и выводит его на международный уровень.
Кроме того, в России создаются новые АЭС, которых в 2030 году будет два десятка взамен старых советских.
За десять лет рост портовых мощностей достиг беспрецедентного значения в 1,7 раза.
По итогам 2018 года их мощность составила в совокупности 1,1 миллиарда тонн (вдвое больше французских). И новый шёлковый путь будет способствовать их дальнейшему росту — в ближайшие пять лет они должны вырасти на 330 миллионов тонн, и лишь четверть вкладываемых в это средств поступит из федерального бюджета.
Калининград обрёл независимость в энергоснабжении. В городе построили несколько ТЭС, и теперь город может даже экспортировать электроэнергию.
Также был построен крупнейший нефтехимический комплекс в России с 1991 года — завод по выпуску полиэтилена и полипропилена в Тобольске, построенный компанией «Сибур».
Преуспевает и российский производитель нанотрубок OCSiAl, который отвоевал 95% мирового рынка. При этом его цена в 70 раз ниже немецкого, японского и американского конкурентов.
В Москве открылась уникальная эко-теплица, где нет необходимости в химикатах и пестицидах.
В Ростове-на-Дону был построен с нуля новый аэропорт, открыт космодром «Восточный» (призванный заменить «Байконур»).
В Усть-Луге в Финском заливе появился крупнейший в стране угольный терминал.
В России идёт разработка двигателя ПД-35 для новых тяжелых самолетов и первые испытания пройдут в 2023 году.
В Ростове-на-Дону идёт строительство завода по производству сельхозтехники.
Развивается и пищевая промышленность. При этом производственный сектор в России растет быстрее добывающего. В 2018 году в России было создано 215 новых предприятий с инвестициями более 500 миллионов рублей в каждое.
При этом модернизируются и уже имеющиеся заводы.
— Машиностроение и металлообработка — 71 новый завод.
— Химическая промышленность — 30 новых заводов.
— Стройматериалы — 38 новых заводов.
— Электроника и электротехника — 22 новых завода.
— Медицина и фармацевтика — 16 новых заводов.
— Текстиль — 13 новых заводов.
— Прочее — 25 новых заводов.
В общей сложности было инвестировано более 207 миллиардов рублей.
Большая часть товаров, производимых в России, предназначена для внутреннего потребления, а это значит, что Россия не будет зависеть от импорта и сможет экспортировать свои товары.
Можно провести историческую аналогию с 1930-м годом, когда Советский Союз поднимался и мог соперничать с нацистской Германией в плане тяжелой промышленности.
Можно сделать из этой ситуации ряд выводов.
Во-первых, российское правительство нацелено на то, чтобы наращивать внутреннее потребление лишь тогда, когда оно будет способно самостоятельно обеспечить свои потребности.
Санкции позволяют России защитить свою экономику и избавиться от правил ВТО.
Теперь страна может воспользоваться четырьмя этапами теории протекционизма немецкого экономиста Фридриха Листа (Friedrich List), который, напомним, был критиком одного из первых теоретиков либерализма, шотландца Адама Смита (Adam Smith).
Этапы по Листу выглядят следующим образом:
1. Сельскохозяйственная самодостаточность и импорт промышленной продукции.
2. Промышленный рост.
3. Промышленная самодостаточность
4. Экспорт избытка продукции.
В конечном итоге Владимир Путин взял за основу курс на протекционизм, несмотря на большое влияние либералов-глобалистов вроде Алексея Кудрина.
Третий пункт для России включает и военную самодостаточность, которой сегодня обладают, кроме России, только США и Китай.
Россия использует инструменты реальной экономики и отвергает финансовую инженерию. При этом у страны имеется покладистость трудящихся, которая получена благодаря тому, что
— память о 1990-х годах все еще жива, и россияне боятся возвращения хаоса;
— санкции и оскорбления пробудили патриотизм: 20 лет назад россиянам было стыдно за страну, а теперь они гордятся ей;
— россияне отмечают стабильное улучшении условий жизни, хотя их зарплаты стагнируют вот уже несколько лет. Показатели бедности примерно такие же, как и на Западе, то есть терпимые.
При этом часть россиян не понимает, почему прибыли от экспорта углеводородов не помогают улучшить их уровень жизни.
Однако для человека с опытом руководства предприятием это достаточно очевидно.
«Если инвестируешь собственные средства, не получится одновременно с этим раздавать дивиденды и повышать зарплаты. Пирог будет распределяться постепенно, когда вложения принесут первые плоды», — говорится в статье.
При этом на российский бюджет есть существенная пенсионная нагрузка, поскольку в советское время пенсионного фонда не существовало, поскольку предполагалось, что пенсию должно было взять на себя государство. Советской системы больше нет, но государство должно и дальше выплачивать пенсии. Это тяжелая нагрузка для бюджета, особенно на фоне повышения продолжительности жизни.
За время «эпохи Путина» России далось кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону.
Ксения Мальцева