Сирия как средство: как Турция использовала сирийский конфликт в своих интересах. https://riafan.ru/1065229-siriya-kak-sredstvo-kak-turciya-ispolzovala-siriiskii-konflikt-v-svoikh-interesakh
4 июня в ходе встречи министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и госсекретаря США Майка Помпео была подписана «дорожная карта» по сирийскому городу Манбидж, предусматривающая вывод из города курдских вооруженных формирований, связанных с Рабочей партией Курдистана (РПК).
Согласно замыслу Вашингтона и Анкары, их заменят лояльные Турции туркоманские и арабские отряды, которые установят контроль над городом и прилегающими районами. Однако встречу глав внешнеполитических ведомств США и Турции надо рассматривать в общем контексте развития ситуации на Ближнем Востоке.
Заявления, сделанные Чавушоглу на пресс-конференции по итогам переговоров, свидетельствуют о достижении принципиального консенсуса Анкары и Вашингтона по сирийскому вопросу. Выделим два наиболее важных из них.
Во-первых, по словам Чавушоглу, «дорожная карта» по Манбиджу будет применяться и в других районах Сирии. То есть Анкара не намерена отказываться от планов создания «буферной зоны» на всей протяженности турецко-сирийской границы с целью сделать невозможными атаки территории Турции сирийскими курдами. Заселить эту зону планируется туркоманами и арабами, не исключено и сохранение курдского населения не связанного с РПК.
То есть отряды курдской самообороны должны будут отойти от границы вглубь Сирии, что приведет к переходу традиционных районов проживания курдов под контроль протурецких сил и выдавливанию из них курдского населения.
Очевидно, что претворение в жизнь таких планов невозможно без поддержки со стороны США, сделавших ставку на курдов в борьбе с «Исламским государством»1 (ИГ1; ИГИЛ1; террористическая организация, запрещенная в РФ).
По всей видимости, сменив главу госдепартамента, Дональд Трамп приступил к реализации заявленного год назад нового курса на Ближнем Востоке, который предусматривает, в том числе, отказ от поддержки курдов.
До последнего времени именно состоявшие преимущественно из курдов отряды «Сирийских демократических сил» играли основную роль в борьбе международной коалиции с ИГИЛ на востоке Сирии. По мере разгрома террористов надобность в курдах отпадает, что позволяет пожертвовать ими в ходе торга с Турцией за раздел влияния в Сирии.
В этих условиях не факт, что курдам вообще есть место на той части сирийской территории, которая превратиться в турецко-американский протекторат. Наивно полагать, что Турция позволит своим давним врагам сохранить контроль над нефтяными месторождениями на востоке Сирии.
При этом заменить курдов на востоке Сирии планируется так называемой «Новой сирийской армией», подготовка которой активно ведется американскими специалистами на юге Сирии в районе Ат-Танфа. В случае необходимости, данная структура будет действовать совместно с «Сирийской свободной армией», подконтрольной Турции.
На вопрос о причинах столь радикальной смены позиции Вашингтона по курдскому вопросу дает ответ второе заявление главы МИД Турции о возможной закупке Анкарой американских систем ПВО.
Основной целью США в последние месяцы являлось недопущение углубления сотрудничества Турции и России на Ближнем Востоке. Своеобразной лакмусовой бумажкой сближения Москвы и Анкары стал контракт на покупку Турцией российских комплексов ПВО С-400. Срыв этой сделки стал делом чести для США и лично Дональда Трампа.
Турецкий лидер Реджеп Эрдоган известен своим умением вести торг. На этот раз ему удалось сыграть на стремлении Вашингтона любой ценой снизить влияние Москвы на Ближнем Востоке и вынудить Трампа продать Турции комплексы Patriot, чего Анкара добивалась долгие годы.
В данной сделке проигравшей стороной станут курды, которых фактически отдают на растерзание туркоманов. Основным бенефициаром пока является Турция. Ведь если США не сдержат своих обещаний и продолжат поддерживать курдов, контракт на покупку российских С-400 останется в силе. Если же курды уйдут из Манбиджа и других указанных Анкарой районов, Турция получит американские системы ПВО, пожертвовав отношениями с Москвой.
Сложившуюся ситуацию корреспонденту Федерального агентства новостей (ФАН) прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Борис Долгов:
Собеседник ФАН отметил и сложности в российско-турецких отношениях:
Однако, по словам Бориса Долгова, Турция — это желаемый партнер для России в качестве страны-союзника, которая участвовала в переговорах в Астане:
Собеседник ФАН подчеркнул, что политика Соединенных Штатов в сирийском конфликте тоже известна и тоже последовательна:
1 Организация запрещена на территории РФ.