Print

Аргентина. Золотой век. Американские горки аграрной сверхдержавы Владимир Дергачев

Опубликовано в Зарубежные новости

http://www.animalsglobe.ru/wp-content/uploads/2013/12/krupniy-rogatiy-skot-17.jpg
http://www.animalsglobe.ru/wp-content/uploads/2013/12/krupniy-rogatiy-skot-17.jpg


Локомотив аргентинской аграрной сверхдержавы 

 

 

В начале двадцатого столетия Аргентина входила в число  самых богатых стран мира. В 1913 году перед Первой мировой войной она занимала 8 место в мире по душевому доходу. По этому показателю находилась на одном уровне с Францией и Германией,  существенно опережала Италию и Испанию, а соседнюю Бразилию — в пять раз1. Отставая в индустриальном развитии от Европы, она была важным экспортером аграрной продукции при устойчивом росте цен. Аргентинское мясо, зерно и кожи приносили сверхприбыли аргентинским латифундистам, которым не нужна была индустриализация. По макроэкономическим показателям страна опережала Италию и Францию.  У европейцев бытовала поговорка «Богат как аргентинец». 


Аргентина не захотела вовремя соскочить с наркотической иглы зависимости сырьевой экономики от мировых цен. И лучшие воспоминания о золотом веке Аргентины остались на местных кладбищах, ставших важными туристическими объектами. В Буэнос-Айресе – это кладбище Реколета.   Денег у землевладельцев (латифундистов) был так много, что они возводили и  дворцы-склепы и для загробной жизни.  Несмотря на то, что попавшие в Рай были на полном обеспечении Господа Бога.  Для проектирования и строительства «загробных» дворцов привлекались лучшие европейские архитекторы и скульпторы.


Высоким темпам экономического роста Аргентины способствовали не только неограниченные в начале двадцатого столетия плодородные земли пампы, но и крупномасштабная иммиграция   дешевой и сравнительно квалифицированной рабочей силы из Европы, включая, прежде всего, испанцев, итальянцев, немцев, французов и шотландцев. При этом не всегда акцентируют внимание  на третьей составляющей «экономического чуда» аграрной сверхдержавы — относительно высокий уровень образования населения, способствующий использованию передовых технологий в сельском хозяйстве.


Во второй половине 19 века в Аргентине при президенте Доминго Фаустино Сармьенто (1868 - 1874) была осуществлена эффективная реформа народного образования. Поощрялась иммиграция европейских педагогов, строились школы и публичные библиотеки по всей стране, в два раза увеличилось количество студентов в вузах за период его пребывания у власти.  День смерти Сармьенто (11 сентября) отмечается в стране как День учителя.  В дальнейшем шла борьба между сторонниками светского и религиозного образования.


Аргентинское высшее образование в 60-х годах достигло высокого уровня, о чем свидетельствуют три Нобелевские премии в области естественных наук: Луис Федерико Лелуар, Бернардо Хоссау и Сесар Милштейн. По данным ЮНЕСКО, Аргентина имеет самый высокий уровень  образования в Латинской Америке, и является одной из лучших в мире.  Общий уровень грамотности в Аргентине достигает 95%, это самый высокий показатель в Южной Америке. 

Глобальный кризис 1929 года, Великая депрессия в США и Европе ударила в первую очередь по сырьевой агарной сверхдержаве. Привыкшие к высокому уровню и качеству жизни  аргентинцы оказались не готовы к «затягиванию поясов», обострились противоречия в обществе, начались массовые беспорядки. К власти стране пришла военная хунта.


В 1943 году в Аргентине произошел очередной военный переворот. В большую политику вошел полковник Хуан Перон, занявший в новом правительстве пост министра труда. Перон способствовал принятию нового законодательства в интересах рабочего класса, ставшего одним из самых прогрессивных в мире. После победы Перона на президентских выборах в 1946 году Аргентина пошла по пути несовместимого сочетания авторитаризма  и популизма с элементами социал-демократии.


Деятельность президента способствовала преодолению расслоения и восстановлению социального мира в обществе. Но для этого требовались  деньги, и власть все чаще включала печатный станок, разгоняя инфляцию. Не удалось найти замену доминирующему в первой половине века британскому капиталу. Провалился проект развития импортозамещающей промышленности. После очередного военного переворота 1955 года экономическое положение еще более ухудшилось. Хунте прибегла к силе, что спровоцировало городскую партизанскую войну. Сложившеюся экономическую ситуацию в стране называли «социализм без плана, капитализм без рынка». 
В 1982 году Аргентина потерпела поражение в войне за Фолклендские острова. Была окончательно подорвана репутация власти военных. Выяснилось, что хунта может воевать только с гражданским населением, но не может защитить острова в океане.  Генералы вынуждены были передать власть гражданским политикам, президентские выборы выиграл   перонист Рауль Альфонсин. Но победа демократии не отменила экономические трудности.  
В начале девяностых годов при президенте Карлосе Менеме был взят неолиберальный курс, противоположный перонистскому социализму.   Очередная смена во власти правых на левых не привела к позитивным результатам. 
К 2016 году Аргентина по ВВП на душу населения в три раза проигрывает Италии и Японии и даже по сравнению с соседними странами (Уругвай и Чили) выглядит слабо.


Номинальный ВВП на душу населения, $ (по данным МВФ)


Место в мире 

Страна

2014

2015

2016, прогноз

42

Уругвай

16 882

15 748

15 505

52

Аргентина

12 774

13 588

10 050

53

Чили

14 517

13 340

12 938

71

Бразилия

11 920

  8 669

  7 447

 

Благоприятный климат, развитое высокопродуктивное сельское хозяйства на плодородных почвах пампы, разнообразные полезные ископаемые, высокая грамотность населения создали, казалось бы, прочный фундамент для процветания страны. Но неудачная на протяжении столетия экономическая политика, напоминающая американские горки, сопровождаемая коррупцией, инфляцией, кризисами, дефолтом, чрезмерная зависимость от зарубежных инвесторов и рекомендаций Международного Валютного Фонда  выбили страну из мировых лидеров.  Деградация Аргентины была связана, прежде всего, политикой бросания из крайности в крайность – от олигархического курса к популизму, от социал-демократической ориентации к неолиберализму  и наоборот, управлением экономикой некомпетентными военными. Чрезмерно централизованная власть мешала развитию традиций местного самоуправления. Периодические попытки совместить лучшее двух социально-экономических систем  приводили к обратному результату, напоминающие скрещивание ужа с ежом.


Благополучие аграрной сверхдержавы оказалось чрезмерно зависимой от регулярного колебания сырьевых цен мирового рынка и развитие страны больше напоминало американские горки. Во время Великой депрессии  падение мировых цен на зерно и мясо привели к падению экономики страны. Во время Второй мировой войны сельскохозяйственная продукция  вновь начала расти в цене, а в послевоенные годы снижаться. Нестабильность вынуждала брать все больше кредитов, и, в конечном счете, Аргентина получила дефолт2.


***
Информация для размышления. По населению Аргентина равновелика современной Украине, но её экономическая мощь (номинальный ВВП) в 6,5 раза превышает украинский показатель.  В 1990 году этот макроэкономический показатель Аргентины был всего в 1,5 раза выше, чем в советской Украине. 


Самостийная Украина решила пойти путем деиндустриализации  и наступить по рекомендациям внешних управляющих  на грабли «аграрной сверхдержавы». 24 февраля 2016 года, выступая на церемонии подписании договора с американской транснациональной компанией Cargill , бывший посол США на Украине Джеффри Пайетт заявил: «Украина имеет более четверти запасов черноземов, украинский экспорт уже продемонстрировал 40% рост. Но на этом нельзя останавливаться. Украина должна стать мировой сельскохозяйственной сверхдержавой».


Американский посол, вероятно, не знал, что по данным Института почвоведения и агрохимии за последнее 130 лет черноземы Украины потеряли до 30 - 40% гумуса и перешли в разряд почв  со средним плодородием.  Из 26 млн.  га  украинских черноземов  не менее 15 млн. га находятся в деградированном состоянии. На этом фоне рекордное увеличение производства в 2016 году семян подсолнечника на 22% является пирровой победой. Семена экспортируются в Европу, которая стремится  не выращивать подсолнечник, так как эта культура  сильно истощает почву.


Аргентина достигла временных успехов аграрной сверхдержавы и благодаря эффективной реформе народного образования. На Украине эта реформа привела во власть самостийных «патриотов» — мародерам от науки и образования, облечённых в плагиате диссертаций.  За четверть века незалежности произведено столько липовых «кандидатов»  и «докторов» наук, что, войдя во власть,  они  способны без Майданов эффективно парализовать будущее  у государства.  

 

Аргентинская пампа   http://dergachev.ru/geop_events/050317-03.html#.WPMWMu9vUbc
C:\Users\Владимир\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\713612_pampasy-argentiny.jpg

 

Powered by Bullraider.com