Весеннее таяние нацпроектов http://gazeta-pravda.ru/issue/26-30813-12-13-marta-2019-goda/vesennee-tayanie-natsproektov/
Непродолжительное выступление 6 марта на «правительственном часе» в Госдуме министра экономического развития Максима Орешкина завершилось полным фиаско. Но не только его личным…
ЧИНОВНИК должен был проинформировать депутатов о приоритетах социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и о ходе реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Начал он издалека, обрисовав тенденции в мировой экономике. Затем перешёл к внутренней экономической политике, заметив, что полученный в 2018 году рост ВВП 2,3 процента был во многом обеспечен за счёт разовых факторов, а именно: увеличилась добыча нефти после выхода из сделки с ОПЕК и большой вклад внёс финансовый сектор, который, по словам министра, носит неустойчивый характер. По ходу своего выступления глава минэкономразвития допустил ещё одну непростительную оплошность, заявив, что рост не сопровождался увеличением реально располагаемых доходов населения, которые по итогам прошлого года немного, но снизились. Назвал он и причины этого снижения: рост обязательных платежей по банковским кредитам, увеличение налоговых платежей, слабая динамика процентов по банковским депозитам на фоне снижения общего уровня процентных ставок. Наконец, подступился к нацпроектам, но тут же выдал перл, отметив, что по причине повышения НДС и сдвига расходов по национальным проектам на второе полугодие «у нас хорошее исполнение бюджета, но пока негативное влияние на экономику». Последней каплей собственного утопления стало упоминание о прогнозном показателе роста ВВП на 2019 год — 1,3 процента.
Не чувствуя, что идёт ко дну, выпускник «Вышки», бывший банковский работник Максим Станиславович блистал теоретической базой, рассказывая о шагах министерства и отчасти всего правительства на пути к заветным темпам роста экономики выше среднемировых и достижения пятой позиции в рейтинге крупнейших стран. Подготовлен факторный план повышения экономического роста… Дмитрием Медведевым утверждены целевые показатели по инвестиционной активности для министерств в разрезе отдельных отраслей… Реализуется целый ряд системных шагов: устойчивая макроэкономическая конструкция, гарантия стабильности налоговой системы до 2024 года… Запустили «регуляторную гильотину»… Готовится к утверждению методика оценки социально-экономических эффектов… Реализация механизма бенчмаркинга…
В заключительной части своего обтекаемого спича министр Орешкин уделил внимание нацпроектам «Малое и среднее предпринимательство…» и «Производительность труда…», уплотнив доклад пятком сухих цифр. Но они как-то сами собой растворились в потоке вылитой главой минэкономразвития научно заряженной воды.
«Правительственный час» пошёл наперекосяк. Нарушив запланированный ход его проведения, спикер палаты Вячеслав Володин попросил главу минэкономразвития конкретизировать меры по усилению роста экономики (который, судя по данному министром прогнозу, вовсе и не рост, а падение) и назвать суммы средств, направленных в регионы на реализацию нацпроектов. Ну тут экзаменуемый совсем поплыл. Член бюджетного комитета депутат-коммунист Вера Ганзя как человек справедливый заметила, что на проходившей две недели назад трёхсторонней комиссии она обратилась к минфину (это, в общем-то, его сфера) с просьбой предоставить цифры по финансированию нацпроектов в разрезе регионов, но правительство той информацией не располагало. И, как видно, не располагает и теперь.
После долгого жонглирования цифрами выяснилось, что на сегодняшний день фактическое расходование средств, выделенных на реализацию нацпроектов, составляет менее 10 процентов. «Значит, деньги придут в регионы не раньше июля, а конкурсы закончатся не раньше сентября. Затем начнутся очковтирательство, спешка, штурмовщина, появятся невведённые объекты, и эффективность реализации национальных проектов будет сведена до минимума», — выпарив воду доклада, заглянул в сухой остаток спикер. Предложив палате перестроить свою работу на достижение конкретных результатов, председатель Госдумы посчитал невозможным продолжать в начатом ключе «правительственный час».
Глава минэкономразвития выдвинул последний аргумент в свою защиту. «Есть проблема общей картины всех национальных проектов, графика их исполнения и достижения конкретных результатов уже в 2019 году. Поэтому вопросы должны задаваться не только мне, а всем членам правительства, ответственным за национальные проекты», — с обидой заметил он. В этом его поддержали все фракции. Сообща решили обсудить ход реализации нацпроектов в конце марта — начале апреля.
Можно было бы восхититься принципиальностью спикера Госдумы, если бы не навязчивое ощущение, что отправка министра на «переэкзаменовку» была разыграна как по нотам. Тема «правительственного часа» вовсе не предполагала детального обсуждения всех нацпроектов. Да и какой резон главе минэкономразвития брать на себя лишнее, отдуваясь за другие привилегированные министерства? А то, что псевдонаучного тумана напустил, так это школа, прозападными водянистыми идеями которой почитай всё правительство подпитывается. Право, жаль бедного Максима Станиславовича, оказавшегося в одиночестве на тающей льдине нацпроектов под улюлюканье всегда держащих нос по ветру политических деятелей, в любой момент готовых крикнуть: «Саботаж! Поручения президента не выполняются!»
На пленарном заседании Госдумы, состоявшемся 7 марта, были рассмотрены два приоритетных законопроекта фракции КПРФ. Один из них предусматривает установление минимального размера оплаты труда в 25 тысяч рублей, что соответствовало бы среднему реальному прожиточному минимуму в стране. Второй — предлагает гарантировать трудоустройство молодёжи от 18 до 25 лет, закончившей средние профессиональные и высшие учебные заведения, установлением для неё квоты в 2 процента. Однако оба эти документа были торпедированы большинством депутатов от «партии власти».
Зато другой законопроект, выдвинутый представителями «Единой России» в Совете Федерации и Госдуме, согласно которому резко увеличиваются штрафы (вплоть до 200 тысяч рублей) за проявленное в интернете неуважение к этой самой власти, был принят в третьем чтении теми же самыми депутатами, утопившими важные инициативы КПРФ, что называется, на ура.
И поражает здесь не только дружная их поступь на пути к становлению в стране политической цензуры, а прямо-таки маниакальное рвение этих буржуазных деятелей превратить в звонкую монету буквально всё — даже стремительно растущее в народе неуважение к их режиму. По всему видно, что дельце обещает стать весьма доходным.
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.