Раса и интеллект: что говорит наука?
В 2007 году в мире науки разразился скандал. Выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии и один из первооткрывателей структуры молекул ДНК Джеймс Уотсон с присущей ему откровенностью сказал: «По существу, я удручен перспективами Африки, поскольку вся наша социальная политика построена на том, что умственные способности ее населения равны нашим — в то время как все исследования говорят, что это не совсем так.
Нет твердых оснований предполагать, что интеллектуальные способности народов, географически разделенных в ходе эволюции, должны были развиться одинаковым образом. Нашего желания из всеобщего гуманизма приписать всем одинаковую силу рассудка для этого будет недостаточно». Это не первое резкое заявление великого ученого — его критиковали феминистки за предложение делать будущие поколения женщин более красивыми с помощью генной инженерии, защитники сексуальных меньшинств, толстяков и многие другие. Но именно заявление о неравенстве умственных способностей представителей разных расовых групп сделало ученого жертвой травли. Ученого отстранили от работы в лаборатории Колд-Спринг-Харбор. И хотя после публичных извинений Уотсон вернулся к работе, обида дала знать: в 2014 году он первым из нобелевских лауреатов продал медаль на аукционе. Ее выкупил на аукционе за 4,5 миллиона наших с вами долларов узбекороссиянин Алишер Усманов и торжественно вернул Уотсону во время визита в Россию.
Джеймс Уотсон и президент РАН Владимир Фортов
Сторонники ученого уверены — он жертва политической корректности, запретившей даже ставить вопрос о врожденных различиях в интеллекте представителей разных рас и этнических групп.
Немного истории. Представление об отсталости негров и прочих неевропейцев базировалось на мировом доминировании белых. По мнению Иммануила Канта, расовые различия — результат приспособления к климату, но возникнув, уже не могут быть устранены. Ему вторили «отец биологии» Карл Линней и Иоганн Блуменбах. Сформировавшаяся в XIX столетии концепция полигенизма утверждала, что у разных рас — разное происхождение. Говоря грубо, теория считала краснокожих, белых, азиатов и негроидов отдельными и никак не связанными видами. Осуществленное в 1849 году американским антропологом Сэмюэлем Мортонсом первое исследование размера мозга жителей разных континентов показало, что наибольший размер мозга характерен для европеоидов, наименьший — для жителей Тропической Африки. Это стало еще одним аргументом для сторонников полигенизма.
От Альфреда Бине до наших дней
Одним из первых задался вопросом о природе интеллекта и гениальности кузен Чарльза Дарвина — Фрэнсис Гальтон. Гальтон — отец евгеники, учения о селекции людей и улучшении человеческой породы, весьма распространенного в Европе и США вплоть до полной его дискредитации немецкими национал-социалистами. Фрэнсис основал Антропометрическую лабораторию, где поработал и американский психолог Джеймс Кеттел, создатель первых в истории тестов для измерения интеллекта. Славу первопроходца обрел не он, а французский психолог Альфред Бине, совместно с Теодором Симоном разработавший для нужд французского правительства подобный тест для школьников. Он переведен на английский язык в 1916 году преподавателем Стэнфорда Льюисом Терменом и стал известен в англоязычной историографии как «Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине». Тест оказался очень быстро востребован американским правительством, по просьбе которого задания адаптировали Роберто Йеркс и Генри Годдард для нужд американской армии. Шкала Стэнфорд-Бине разделена на Альфа и Бета тесты для оценки вербальных и невербальных способностей. Результаты тестирования белых и афроамериканцев оказались следующими — у первых показатель IQ оказался на 15–17 пунктов выше (100 против 83). Впрочем, противники идеи разделения рас увидели в этом лишь итог разницы в уровне жизни и образовании.
Интеллект белых и афро-американцев. Дано по «Колокольной кривой» Мюррея, Хернстейна
Идею теста Бине быстро подхватили ведущие в США теоретики нордицизма и противники иммиграции — Мэдисон Грант и Лотроп Стоддард.
При их активной информационной поддержке Йеркс и Годдард внедрили тест на IQ для прибывающих в США иммигрантов, большинство — выходцев из Южной и Восточной Европы. Неудовлетворительные результаты тестирования поляков, итальянцев, греков и евреев стали одним из доводов сторонников изменения миграционной политики. В 1924 году все кончилось Актом об ограничении иммиграции, приток из этих частей Европы резко сократился, а большинство вновь прибывших, как и прежде, стали составлять северные и западные европейцы. В генетические причины расовых и этнических различий в интеллекте верили тогда большинство антропологов, социологов и психологов (один из основоположников современной психологии Реймонд Кеттел, например).
Но незаметно для масс ситуация менялась. Человек по имени Франц Боас сделал для изменения мира больше, чем целые антиколониальные движения. Уроженец Вестфалии, еврей, в конце XIX столетия перебрался в США. Там Боас развил активную деятельность культурного антрополога и специалиста по примитивным культурам. Боас выступал категорически против исследования генетики человека. Франц и его ученики — в большинстве своем также иммигранты — постепенно теснили дарвинистов в мире социологии и психологии. Как писал один из учеников Боаса, Мелвил Гершкович, четыре десятилетия работы наставника в Колумбийском университете привели к началу господства среди культурных антропологов, социологов и психологов учеников самого Франца, а затем и их учеников. Это господство сохраняется и поныне. По мнению профессора Калифорнийского университета Кевина Макдональда, автора «Культуры критики», боасианство стало первым подрывным интеллектуальным движением на американской земле против англо-протестантской культурной и расовой идентичности. Следом за Боасом до мысли Макдональда пришли философы из Франкфуртской школы, в значительной степени ответственные за культурную революцию 60-хх годов, хаос в американских колледжах и портреты Хо Ши Мина на антивоенных демонстрациях. Другой сокрушительный удар сторонникам генетического детерминизма нанесли нацисты, чьи преступления дискредитировали расовую теорию и евгенику в глазах жителей США и Западной Европы. А когда в середине 60-х годов вопросов расовых различий и внедрения евгенических программ коснулся такой авторитет в научном мире, как Уильям Шокли, лауреат Нобелевской премии по физике, его немедленно осмеяли. Одним из немногих поддержавших Шокли стал Артур Дженсен — профессор психологии из фактически захваченного студентами-леваками Беркли. В следующие два десятилетия Дженсен останется наиболее последовательным и упорным сторонником интерпретации расовых различий в тестах IQ через призму наследственности. Весной 1969 года в Harvard Educational Review выходит крупная статья Дженсена «Насколько мы можем повысить IQ и успеваемость в школе?».
Профессор проанализировал результаты тестирований и весь объем информации, накопленный коллегами за долгие годы. Вывод: уровень интеллекта, который Дженсен разделял на ассоциативный и когнитивный, определен генами. И его низший, нежели у белых, уровень объясняется не дискриминацией и средовыми факторами, а врожденными, биологическими различиями. Статью Дженсена позже называли самой неоднозначной в истории мировой психологии и социологии. Признавая значимость средовых факторов в формировании человеческого интеллекта — образования, питания и т. д., — Дженсен полагал, что роль генетики куда больше — генетический факт определяет порядка 80% изменчивости уровня интеллекта. Само собой, орда последователей Боаса набросилась на автора с обвинениями в расизме. Дело происходило в Америке эпохи оголтелых леваков, нации ислама и лавинообразного роста преступности.
Зато Дженсена публично поддержал Ганс Юрген Айзенк — выдающийся британский психолог немецкого происхождения. Сам Дженсен начинает сотрудничество с Pioneer Fund, созданным еще в 1937 году группой сторонников евгенических исследователей, в которую входили, в частности, будущий член Верховного суда США Джон Маршал Харлан и филантроп Уиклифф Дрэпер.
Продолжение по ссылке ниже