Опередивший время: чем МС-21 превосходит Boeing и Airbus?
Экономичный, технологичный, отечественный – три эпитета, которыми можно описать новейший российский среднемагистральный авиалайнер МС-21 – «магистральный самолет XXI века».
В конце апреля первый летный экземпляр машины, призванной бросить вызов Airbus и Boeing с их самыми массовыми пассажирскими самолетами А320 и Boeing 737, покинул сборочный цех Иркутского авиазавода.
МС-21 – первый российский пассажирский самолет, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. В начале 2019-го первые МС-21 встанут в полетный график крупнейшего отечественного авиаперевозчика – компании «Аэрофлот».
Постройка предполетного экземпляра – одно из важнейших событий для самолетостроителей. МС-21 завершил цикл статических испытаний на прочность и теперь готов к летным. Глава Минпромторга Денис Мантуров говорит, что они начнутся буквально через несколько недель.
С этого момента у Airbus и Boeing появится реальный конкурент в сегменте самых массовых самолетов для самых востребованных маршрутов перевозок – до 6 тыс. км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок.
Попасть на этот рынок сложно. У отечественного аваиаперевозчика и пассажиров давно сложилось устойчивое мнение, что лучше западных самолетов ничего быть не может. МС-21 должен сломать стереотип.
Сделать это можно двумя путями. Аваиперевозчикам предложить машину, радикально отличающуюся от аналогов экономическими и эксплуатационными характеристиками. Пассажирам – самолет, не просто не уступающий по уровню комфорта Airbus и Boeing, но и превосходящий их.
Президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» Олег Демченко говорит, что для авиакомпаний самолет – это средство зарабатывать деньги. Проблемы многих отечественных машин связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты.
В этом плане они не уступают, а часто и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались они тогда, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались. Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по экономической эффективности в процессе эксплуатации.
В этом плане МС-21 есть чем удивить. Просчитанное снижение непосредственных расходов для него будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса, то есть у европейского Airbus A320 и американского Boeing 737. Достигается это за счет не имеющего аналогов двигателя компании Pratt & Whitney PW1400. Его основная особенность – в применении редуктора.
Это устройство разрешает главное противоречие всех современных авиационных двигателей: эффективная турбина должна вращаться быстро, а эффективный вентилятор – медленно.
В редукторном двигателе каждый элемент работает на оптимальных оборотах, что обеспечивает более чем 20-процентную экономию топлива по сравнению с лучшими традиционными конструкциями авиадвигателей. На практике это несколько десятков сэкономленных в ходе эксплуатации МС-21 миллионов рублей.
В перспективе машина получит и отечественный двигатель или ПД-14 разработки ОАО «Авиадвигатель» из Перми. При сопоставимых с американским мотором характеристиках российский двигатель станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов МС-21-200/300/400.
Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором, так называемые ПД-18Р, будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т, а вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 – на самолетах Sukhoi Superjet 100 вместо моторов SaM-146.
В числе других достоинств МС-21 Корпорация «Иркут» приводит то, что в авиалайнере впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы – их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла. Композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна.
Во время статических испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском выполненный из композитов кессон крыла получил повреждения при нагрузке выше 90%, «близкой к 100%» от расчетной предельной нагрузки, которая была установлена на уровне, в полтора раза превышающем максимальную эксплуатационную нагрузку.
Этот показатель важен не только для определения надежности конструкции самого МС-21, но и говорит о том, что в стране создано отвечающее мировому уровню производство авиационных композиционных материалов.
Важность этого в том, что тот же истребитель 5-го поколения Т-50 наполовину состоит из них. А будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) вообще проектируется с учетом опыта создания МС-21.
Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами «Иркута» и диаметр фюзеляжа. Он на 10–20 сантиметров больше, чем у существующих машин. Это важно уже для пассажиров. Например, позволяет сделать более широкие кресла или проход между ними.
Благодаря этому пассажиры либо смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах, либо получат возможность свободно перемещаться по салону лайнера. А также расходиться в проходах с другими людьми или стюардами, разносящими еду и напитки.
Кроме того из-за увеличения объема фюзеляжа на 30% сокращается время посадки и высадки пассажиров из самолета. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы. Первые в конечном счете «экономят» нервы, вторые – миллионы рублей.
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов.
Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400 (212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью.
В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км). Такие гибкие настройки позволят авиакомпаниям заказывать самолеты с нужной взлетной массой, ведь размер многих аэродромных платежей зависит от того, сколько весит самолет.
Cовокупность перечисленных характеристик позволяет МС-21 рассчитывать как минимум на 10% рынка самого популярного в мире класса узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь говорит, что проект МС-21 окупится при условии продажи 300–400 самолетов. К 2020 году «Иркут» планирует выйти на уровень производства 40 экземпляров МС-21 в год.
Общий портфель заказов на МС-21 к июню 2016 года составил 285 самолетов, из них на 175 лайнеров заключены твердые контракты, еще на 110 машин достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения.
Насколько они реализуются, покажет время. Пока же лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» заказала 50 МС-21 для «Аэрофлота». Для отечественного производителя авиационной техники это знаковый и очень весомый заказ.
Автор: Дмитрий Литовкин