Как выходец с Волыни сделал Москву центром Руси
«Потомки древних укров» не любят вспоминать митрополита Петра, святителя Московского, чтимого как Небесного покровителя Москвы и всей земли Русской. Восполним этот пробел, может, кому-то его светлый образ и его история помогут.
Святитель Петр родился около 1260 года на Волыни в благочестивой боярской семье Феодора и Евпраксии.
На Западной Украине его принято называть Ратский (или Ратенский) по месту его уединения на берегу реки Раты (приток Буга), где он построил келию и храм в честь Преображения Господня.
Позже будущий святитель Петр основывает здесь собственную обитель, названную Новодворской. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Был там и Митрополит Киевский и всея Руси Максим (1283 —1305), благословивший святого Петра, от которого принял дар — написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым Максим молился о спасении Руси, находившейся в это время под иноземной властью.
Потомки "древних укров" не просто так старательно уклоняются от обсуждения конкретных исторических причин переноса центра Русского мира из Киева в Москву, которая приняла у него эту эстафету, превратив город на Днепре в периферию. Для того имелись объективные причины.
Киевские и львовские националисты любят рассуждать о том, что Украина есть единственный продолжатель Древнерусского государства, духовное наследие которого якобы незаконно присвоили себе «потомки Орды и финно-угров» — русские. Однако от конкретных исторических обсуждений по данному вопросу они старательно уклоняются. И не зря.
Во-первых, хоть Киев и сохранил в XIII веке символическое значение «матери городов русских», но, как в социально-экономическом, так и в политическом плане городе захирел. Жизнь бурлила преимущественно в богатых и могущественных северо-восточных княжествах. После же нашествия Батыя, бывшая столица и вовсе превратилась в захолустье, к тому же — небезопасное. Проезжавший через Киев в 1246 году в Сарай францисканец Плано Карпини констатировал полное запустение города Святослава и Владимира.
Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, Киев утратил свое значение, как духовный центр Русских земель. В 1299 митрополит Киевский и всея Руси Максим переехал из разоренной и захиревшей бывшей столицы во Владимир вместе со всем митрополичьим причтом, оставив на берегах Днепра наместника.
Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович добился создания Галицкой митрополии и захотел иметь своего собственного митрополита. На эту должность он прочил Петра и отправил его в Константинополь для посвящения. Но на всё существует воля Божья. Именно в это время митрополит Киевский и всея Руси Максим умирает.
В это же время тверской князь Михаил Ярославич, направил к патриарху Константинопольскому своего единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.
Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, а так же осознание того, что исполнять свои обязанности с глубокой периферии он не сможет, заставили его, по примеру предшественника, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он перенес Первосвятительскую кафедру, которая со временем станет второй кафедрой Киевского митрополита.
Управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность пала чрезвычайно низко. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждовавших князей и предотвращать братоубийственные распри. И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.
Святитель Петр много ездил по Руси, окормляя духовно даже самые отдаленные епархии. В том числе бывал он и на родной Волыни. Пребывать в стольном и кафедральном Владимире митрополиту Петру было не слишком уютно и он нередко подолгу жил в Москве, которая принадлежала его митрополичьему округу, не имея своего епископа. В то время там княжил внук святого Александра Невского Иоанн Данилович (Калита) (1325—1340).
В 1325 году Петр предсказал освобождение России от татар и великое будущее Москве, как главного центра земель русских. И по просьбе Иоанна Калиты принял решение перенести митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшую тогда еще Москву и при этом дал совет князю Ивану Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм в честь Успения Божией Матери. “Если ты послушаешь меня, сын мой, – говорил он князю, – то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут“. Его предсказание в точности сбылось, но сам он до окончания постройки храма не дожил. Святитель Петр вскоре умер и был похоронен в стене храма в подготовленном им лично каменном гробу.
Блаженная кончина святителя Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года во время вечерней службы.
Погребение тела святителя на другой день после его смерти совершил Луцкий епископ Феодосий. Когда совершалось торжественное перенесение мощей в храм в предшествовании многочисленного духовенства и в сопровождении князя, вельмож и множества народа, один иноверец в осуждение размышлял: зачем мертвому человеку воздают такие почести — за ним идет сам князь и множество народа? Только что он это подумал, как увидел, что святой Петр сидит на одре, на котором его несли, и на обе стороны благословляет народ. Об этом видении сам иноверец после засвидетельствовал с клятвой.
Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти.
В марте 2017 года мы отмечали 692-ю годовщину переноса резиденции митрополита Киевского и всея Руси в Москву.
Почитание
Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле.
Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра-Чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
В 1472 году древний Успенский собор, к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой. Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша, огонь проник в гробницу и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым. Честны́е мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу.
17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор. 12 августа 1479 года он был освящен и 24 августа честны́е мощи святителя Петра были торжественно перенесены в этот новый Успенский собор. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца.
Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного царице Анастасии в XVI веке. Святитель Пётр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
Устроитель Москвы, уроженец Волыни
Москва, хоть и имела выгодное географическое и, как сказали бы сегодня, геополитическое положение, на тот момент особо выдающимся городом не была. Однако, судя по всему, митрополиту Петру дано было видеть то, что недоступно другим. Избранное им под свою резиденцию княжество уже буквально несколько десятилетий спустя сплотит вокруг себя значительную часть русских земель в борьбе за независимость, а в XV — XVI столетиях станет центром фактически единственного в мире независимого православного государства.
Что характерно, митрополиты, несмотря на переезд в Москву, еще достаточно долго звались «Киевскими и всея Руси», что подчеркивало духовную связь Киева и Москвы с одной стороны, а с другой — свидетельствовало о том, что в духовном плане «матерью городов русских» руководили из новой столицы.
Вот и получилось так, что уроженец Волыни Петр сделал решающий вклад в стремительный подъем Москвы.
Современным украинцам вместо того, чтобы придумывать сказки об «украденном духовном наследстве», лучше признать историю такой, какая она есть, и гордиться принадлежностью к единому русскому народу, на счету у которого — множество великих побед и свершений.
История жизни митрополита Петра — самое лучшее свидетельство тому, что пытаться разделять русский и украинский народы — занятие бессмысленное, искусственное и ведущее украинский народ в никуда.
Святитель и чудотворец Пётр Ратский, покровитель Москвы и всей земли Русской жизнью своей наглядно всем показывает единство наших народов и направление, по которому надо двигаться.
Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому
Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.
Ему молятся об избавлении от всех недугов и неурядиц. Известно множество случаев чудесных исцелений, которые случались по молитвам к святому.
О, великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недостойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, братолюбием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
https://cont.ws/@bereg3163/581055