Print

Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег

Опубликовано в Российские новости

Владимир Дергачев 04.07.2016

 

http://publikatsii.ru/uploads/posts/2016-04/1460829786_brexit-11-650.jpg

 

23 июня 2016 года на общенациональном референдуме в Великобритании победу одержали сторонники выхода из Европейского Союза. 52% британцев (17,4 млн. человек) проголосовали за прекращение членства Соединенного Королевства в ЕС. Инициатор референдума премьер Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал выполнить волю британского народа.

 

 

После Brexit июньский саммит Евросоюза в верхах напоминал золотой застойный период эпохи Леонида Ильича Брежнева. Взаимные лобызания лидеров европейских государств, показанные по телеканалу Евроньюс,  должны были показать их консолидацию после того, как англичане хлопнули дверью Евросоюза.


Выход из ЕС самой крупной военной ядерной державы, пятой экономики мира и  второй  по размеру вклада в консолидированный бюджет Союза (15%) сравнивают с геополитическим землетрясением  и цунами евроскептицизма. Правда, Лондон никогда не был в тесных объятиях Брюсселя. Великобритания  оставалась особым членом ЕС, не вошедшим в еврозону и Шенген. 

 

После распада СССР Запад (США и ЕС) использовали в отношении стран постсоветского пространства «мягкую силу» в виде неоколониальной оффшорной геополитики.  Если в  оффшоры выведено всего 5% национального богатства США, то в Российской Федерации – 50%, а на Украине –  80%, то есть в особо крупных размерах.


Подробно: Оффшорная геополитика


Вследствие неожиданно свалившегося богатства  экономический рост в  Западной Европе обещал безоблачное будущее, и началось «головокружение от успехов». К 2020 году с учетом расширения на Восток прогнозировался консолидированный семилетний бюджет  Евросоюза в 1,5 – 2,0 трлн. евро.


Однако по мере расширения на Восток  стали проявляться  финансовые ограничения в реализации европейских интеграционных программ. Ежегодные темпы экономического роста ВВП Евросоюза в 60-е годы были на уровне 5%, перед мировым финансовым кризисом —  +3%, в 2008 году — +0,8%, а далее началась стагнация. В 2009 году ВВП сократился на -4,1%, 2012 (-0,3%), 2013 (0,0%), с небольшим ростом в 2010/11 гг. (соответственно, 2,1% и 1,7 %), 2014 году (1,3%, в еврозоне 0,9%) и в  2015 году (1,7%, в еврозоне 1,5%).  В результате замедления темпов экономического роста уже в третий раз сокращается финансирование крупных инфраструктурных проектов, которые в 90-е годы выступали в качестве главного «пряника» для  кандидатов в члены ЕС. 


Для современной Восточной Европы  проект международных транспортных коридоров Евросоюза предоставлял  реальную возможность  мирохозяйственной интеграции. Однако поспешное расширение на Восток и финансовый кризис не позволили в полной мере реализовать программу создания Панъевропейский транспортных коридоров. Европейский рынок транспортной инфраструктуры наглядно свидетельствует о нарастающих финансовых трудностях. Срок завершения грандиозного проекта переносится уже в третий раз, в начале с 2010 года на 2020 год и наконец — на 2030 год. При этом из новой транспортной стратегии Евросоюза исключены страны «Восточного партнёрства».


Европейский Союз, начав  активное продвижение на Восток,   не успел «переварить» новых средиземноморских членов, посадив их на иглу дешевых кредитов, ставших искрой зажигания дефолта после начала мирового финансового кризиса и кризиса еврозоны.  В нарушении основополагающего требования к новым членам, макроэкономические показатели которых должны соответствовать среднеевропейскому уровню,  с 2004 по 2007 годы членами ЕС стали 12 новых государств, не отвечающих этому требованию. И Евросоюз пополнился многочисленными странами-иждивенцами (Кипр, Венгрия, Литва, Латвия, Мальта, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Чехия, Румыния и Болгария). Но надежды бывших стран народной демократии на советский патернализм со стороны Брюсселя не оправдались.


Автор на международной встрече аналитиков стран Центрально-Восточной Европы и стран Балтии после их вступления в ЕС обратил внимание, что вместо радости за успешную евроинтеграции, новых члены активно обсуждали, кому и сколько Брюссель выделил  средств на реформы и модернизацию.  Новички получили из европейского бюджета значительные средства по сравнению с их взносами в ЕС.


***
Аналитики называются  разные последствия выхода Великобритании из Евросоюза. Евросоюз и Великобритания станут экономически слабее после Brеxit. Выход Великобритании может временно дестабилизировать евро и  курс фунта стерлингов к доллару и западный фондовый рынок, тем более, что разводной процесс о выходе из ЕС  может занять два-три года.


Брюссель с опозданием ужесточит макроэкономические критерии для кандидатов на членство в ЕС. Увеличится доля евроскептиков, особенно в странах-донорах.  Brexit неизбежно интенсифицирует центробежные процессы в «европейском доме», особенно в странах не желающих  кормить иждивенцев. Политика европейского «плавильного котла» провалилась, вместо европейского народа англичане хотят оставаться англичанами, французы — французами и так далее. Повторяется ошибка СССР по формированию советского человека.

 

Brеxit уже спровоцировал новую волну европейского сепаратизма. Большинство жителей Шотландии и Северной Ирландии проголосовали против выхода Великобритании из состава ЕС.


Шотландия, Северная Ирландия и британская заморская территория Гибралтар уже заявили о возможности проведения референдумов. Обретение ими независимости  поставит вопрос о признании непризнанных республик на постсоветском пространстве.  


По теме: Призрак сепаратизма бродит по Европе. От Шотландии до Донбасса.


Шотландия уже проводила референдум о независимости в сентябре 2014 года, тогда 55,4% граждан проголосовали против отделения от Великобритании. В 2016 году большинство шотландцев  проголосовало за Евросоюз, и после результатов Brexit готовы провести вновь референдум о независимости и остаться в составе ЕС.


Северная Ирландия на протяжении десятилетий была центром европейского терроризма, ведущего освободительную борьбу за воссоединение с образованной в 1921 году Республикой Ирландия.  Выход Великобритании из ЕС вновь обостряет эту проблему, так как сухопутная символическая граница между Северной  Ирландией и Республикой Ирландией вновь превращается в барьер для перемещения ирландцев и товаров. Выход Великобритании из ЕС стал очередным поводом для Северной Ирландии для проведения  референдума в целях объединения с Ирландией.


Британская заморская территория Гибралтар также выступает за членство в ЕС и будет добиваться перехода под юрисдикцию Испании.


Как пишет The Wall Street Journal, решение Великобритании о выходе из состава Евросоюза рушит надежды украинцев на скорое вступление в блок1.


Становится практически невозможным членство Украины, которая не просто иждивенец для Брюсселя и стран-доноров, а иждивенец в квадрате,  и банкрот, объявивший в декабре 2015 года о дефолте по своему суверенному долгу2.  Модель «демократического»  украинского форпоста цивилизованного мира против «варваров» уже не приносит дивиденды в Европе.  


***
Искрой зажигания для Brexit  стали бюджетно-финансовые проблемы Евросоюза. Консолидированный семилетний бюджет  необходим для финансирования  союзных проектов в развитии транспортной инфраструктуры, в области сельского хозяйства,  помощи депрессивным регионам и  для поддержки других развивающихся стран. На содержание европейской администрации уходит около 5% процентов бюджета. Наряду с семилетним бюджетом в его рамках ежегодно принимается годовой бюджет, окончательные расчеты платежей, взимаемых с каждого государства, производятся только в конце бюджетного года, когда известны доходы и расходы.


Основными спонсорами (странами-донорами) Евросоюза, у которых взносы в консолидированный бюджет намного превышают получаемые субсидии, является всего несколько европейских государств (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды и Швеция). Из консолидированного бюджета ЕС больше всего получают Польша (12 млрд.), Португалия, Греция, Испания, Венгрия и Чехия. 


Максимальный консолидированный бюджет Евросоюза никогда не превышал 1200 млрд. евро. В 2013 году после долгих переговоров из-за недовольства стран-доноров был впервые уменьшен бюджет на 100 млрд. евро. В семилетнем бюджете (2014 – 2020) расходы не должны превышать 960 млрд. евро, что соответствует 1 % ВНД ЕС (- 3,5 % по сравнению с прошлым бюджетом). Реально запланированные расходы были зафиксированы на уровне 908 млрд. евро. Но с учетом девальвации евро в ценах 2007 года фактически семилетний бюджет 2014 – 2020 года уменьшился  до 700 млрд. евро (примерно в 3,5 раза меньше радужных прогнозов десятилетней давности). После Brexit консолидированный бюджет скуксился еще на 15 % (доля взноса Великобритании). Финансисты  Лондон-Сити могут посчитать более точно, чем автор. Но факт, что с расширением Евросоюза денег в консолидированном бюджете становится все меньше.


***
Последней каплей терпения для кабинета министров Великобритании послужило решение Еврокомиссии в октябре 2014 года.  Испытывая трудности с формированием ежегодного бюджета,  Брюссель изменил методику подсчёта ВВП  европейских стран.


Существуют разные методики подсчета ВВП, например, МВФ, Всемирного Банка и ЦРУ (учитывает теневую экономику).  И в Брюсселе решили по примеру американской спецслужбы  учесть при оценке национального ВВП объемы теневой экономики, включая вклад от секс-индустрии (проституции), продажи наркотиков и контрабанды товаров. В частности  публичные дома в странах Евросоюза должны будут предоставлять бухгалтерскую отчетность.


Однако учет теневой экономики очень тонкая материя, которая не грешит точностью. Но в Брюсселе, пересчитав по новой методике объем экономики Великобритании за последнее десятилетие, посчитали, что Лондон должен заплатить в бюджет Евросоюза дополнительно 2,1 млрд. евро, так как экономика Туманного Альбиона росла более высокими темпами, чем во многих других европейских странах.  Разгневанный британский премьер-министр отказался платить, заявив, что требования со стороны Брюсселя «не будут способствовать сохранению Великобритании в составе ЕС» и страна не будет «выписывать чек на эту сумму. Неприемлемо так обращаться со страной, одним из главных наряду с Германией плательщиков в бюджет Евросоюза». Британская Guardian отметила: «Премьер выглядел взбешенным… Казалось, его хватит апоплексический удар». Для Европейского союза это тревожный сигнал о том, что отдельные страны готовы активно оспаривать и отказываться выполнять решения Брюсселя.


Позиция британского  премьер-министра была обусловлена и предстоящими в мае 2015 года парламентскими выборами. И Кэмерон, учитывая антиевропейские настроения в обществе, рост сторонников жесткой миграционной политики,   пообещал провести референдум о членстве  Великобритании в ЕС, если победит  возглавляема им Консервативная партия. Как пишет британская Independent лидер (уже бывший) Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фарадж считал, что Кэмерон попал в безвыходное положение: «ЕС – это жадный вампир, который пирует на крови британских налогоплательщиков. Премьер находится в очень слабом положении. Он ничего не может сделать по этому поводу. На мой взгляд, его загоняют в ситуацию, где его ждут серьезные политические неприятности, если он не выполнит свое обещание о проведении референдума». Консервативная партия победила на выборах и премьер, как истинный английский джентльмен, организовал референдум с известным, но нежелательным для него и партии, результатом.  

 

Согласно новой методике подсчёта ВВП увеличились  взносы в бюджет ЕС также Голландии (642 млн. евро), Италии (340 млн. евро) и Греции (89 млн.). Одновременно уменьшились взносы Франции на 1 млрд. евро, Германии — на 779 млн. евро, Дании – на 321 млн. евро, Польши – на 316 млн., Австрии – на 294 млн. евро и др. Корректировка была проведена по данным за  период 1995-2013 гг. с учетом ранее скрытых показателей серой экономики 3.

Требования Евросоюза усилили недовольство британцев, многие из которых находят членство страны в Евросоюзе экономически невыгодным. Одним из основных аргументов для выхода Великобритании из ЕС было нежелание кормить иждивенцев. В 2015 году Туманный Альбион  должен был внести в бюджет ЕС 18 млрд. евро. В результате торга с Брюсселем взнос Лондона был снижен до 13,5 млрд. евро. Великобритания получила из общеевропейского бюджета 4,5 млрд. евро и таким образом, чистый взнос Великобритании, составил 8,5 млрд. евро4.

 

Страны Евросоюза, увеличивающие и сокращающие взносы в бюджет
по новой методике подсчета ВВП
http://b1.vestifinance.ru/c/141739.640xp.jpg 
Источник:  Guardian, «Information note for Member States on VAT and GNI balances», PDF
Кэмерон в ярости


***
Многочисленные вызовы, с которыми сталкивается Евросоюз (Brexit, кризис еврозоны, миграционный кризис и др.) оставляет все меньше надежд для «светлого будущего»  европейской периферии,  где иждивенцы мечтают только о несбыточным патернализме Брюсселя. Времена относительно бесплатных «пряников» прошли.  И на очередном саммите «Восточного партнёрства», если он состоится, взаимные поцелуи усилятся, но денег нет.  Конечно, положительные результаты у Евросоюза есть, только лишних денег нет.


Главный геополитический вывод после Brexit — остановится европейский интеграционный «крестовый поход» на Восток у «красной черты» на границе постсоветского пространства. Возможно, в ближайшем будущем вместо марионеток, ориентированных преимущественно на США, к власти придёт новое поколение политиков, думающих, прежде всего,  о собственных национальных возможностях на пути к благоденствию государств. 

http://dergachev.ru/geop_events/070716-01.html#.WOJYh-9vUbc

Powered by Bullraider.com