КРИЗИС УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. - Вестник аналитики, 2007, № 4

Опубликовано в Новости зарубежных политических партий.

 "Самостоятельное Украинское государство должно строиться, опираясь на собственный  народ,  а вовсе  не на внешние силы. Последствием ориентации Хмельницкого на Москву, а Мазепы - на Швецию стала полная гибель национальной государственности". Владимир Винниченко "Заповеди"

 

"Если посуда недостаточно чиста - скиснет все, что туда не влил" Гораций

 

<Чуден Днепр при тихой погоде> бабьего лета, совпавшего с внеочередными осенними выборами в Верховную Раду Украины. Какие горизонты стратегии страны и национальные идеи открылись перед украинским электоратом! Дух захватывает от безграничных перспектив. Национальная идея по своим масштабам на мировую историю должна стать в один ряд с Древним Египтом, античной Грецией и итальянским Возрождением. Не больше и не меньше. Но пока, увы, самостийная Украина напоминает Османскую  империю периода упадка. Когда султан за личную лояльность стал раздавать преференции  особо приближенным  корпоративным группировкам, а за безмерную преданность разрешал подворовывать казенное добро. Слава Аллаху, что еще  не все из этого удалось воплотить на украинском Хуторе близ Европы, но и отрицать  достигнутое на этом пути было бы несправедливо.      

Украина как союзная Советской Социалистической Республики была создана коммунистической властью и включила несколько культурно-исторических регионов, в том числе: Закарпатье (Подкарпатскую Русь), греко-католическую Галичину, историческую Украину или Малороссию, полиэтнические Новороссию и Крым. Таким образом, восточнославянские народы, составляющие большинство населения Украины, представляют пять разновозрастных и разновеликих этнических общностей: малороссы, галичане, русины (карпатороссы), новороссы и великороссы, не считая многочисленные другие национальные меньшинства. Среди которых выделяются крымские татары, требующие национальную автономию. Цивилизационный разлом, проходящий через сердце Украины, разделил  народ на западных и православных христиан. Отсюда истоки раздвоенности украинской политики и самосознания. В результате в самостийной Украине выделяются <истинные украинцы> -  галичанские греко-католические патриоты, безумно любящие отечество, и готовые не думая, задушить его в своих объятьях. Патологически не любящие Россию, но всегда готовых залечь под других <лЮбых> басурман. <Истинные украинцы> также не признают русинов (карпатороссов) в качестве самобытного народа. Далее различаются собственно украинские украинцы (малороссы)неистинные украинцы (новороссы), преимущественно из восточных и южных  регионов,  - носитель рубежной русско-украинской культуры и русские украинцы (великорроссы), не понимающие бездумную любовь к отечеству истинных украинцев. На Украине отсутствуют символы, способные консолидировать общество.

О перманентных политических кризисах  на Украине регулярно пишут российские аналитики, часто умиляясь их мирным <демократическим> исходом. Автор придерживается несколько иной точки зрения, объясняя происходящие на Украине процессы кризисом украинской государственности. И акцентирует внимание не только на цивилизационном (конфессиональном) и геополитическом разломе, проходящим через территорию современной Украины. Украинской нации пока в природе не существует. Нация является территориально-политическим образованием; сообществом людей, имеющих общую историю, героев и врагов (по Теодору Герцелю). Политическая нация не имеет ничего общего с провинциальным национализмом титульного народа, только себя отождествляющего с государством (государство - это мы). Кроме того, политическая элита на Украине не сформировалась и подменяется крупным бизнесом, создавшим организованные партийные группировки (ОПГ).

Природа украинской контрреформации (особенности украинской национальной охоты)

Почему политические кризисы на Украине стали особенно проявляться спустя десятилетие после провозглашения самостийности? Независимость свалилась на Украину как манна небесная. И, казалось, что власть бросится строить государственность, однако  у неё возобладал инстинкт дележа добычи. Возможно, ответ на эти особенности национальной охоты лежит и в украинском менталитете. Цивилизационный разлом и малочисленность элиты качества (меритократии)  отразились на особенностях украинского менталитета, среди которых выделяются следующие:

  • трагическая раздвоенность украинского самосознания, создающая почву для  украинского сепаратизма;
  • доминирование тактического мышления и отсутствие стратегического виденья;
  • разобщенность, хуторянство; 
  • культ бытоустройства;
  • поиски собственной несостоятельности в других; 
  • доминирование идеализма и недостаток прагматизма.

Главная особенность украинской национальной охоты заключается в том что, <казаки> метко стреляют против намеченных политических целей, но это компенсируется материальной добычей. В украинской истории есть явление, без представлений о котором трудно понять современные политические тенденции в самостийном государстве. Это периоды контрреформации, получившие в украинской истории название Руины, с характерной междоусобной борьбой за передел собственности с упором на <многовекторную> внешнюю политику. Когда тактические задачи борьбы за власть и шкурные интересы псевдоэлиты  доминировали над стратегическими целями и вели к утрате государственности. Огромная энергия возрождения растрачивалась в междоусобицах, дележе добычи (польской, крымско-татарской, петербургской, советской) и в борьбе за власть. Каждая из Руин сопровождалась отказом власти от опоры на собственный народ  и ориентацией на внешние силы. В результате демонстрировалась неспособность украинской элиты предложить народу консолидирующие цели. Руины  заканчивались упущенными возможностями политического самоопределения и утратой государственности.

Первая Руина  или постхмельнитчина продолжалась  более двух десятилетий после Великого украинского восстания 1648 года под предводительством Богдана Хмельницкого. Вторая Руина после Центральной Рады, позвавшей  <против большевистской орды немецкое войско>, и Директории характеризовалась  небывалой анархией  и междоусобной  борьбой за передел царской собственности между <белыми>, <красными>, <зелеными>, <жовтоблакитными> и <гуляй-полем>, эмиграцией многих украинцев в дальнее зарубежье.

Третья Руина началась  в конце двадцатого столетия после неожиданно полученной самостийности, за которую кроме небольшого количества диссидентов, никто не боролся. В результате этот этап контрреформации идет замедленными темпами, но ведет к тому же результату  - постепенной утраты государственности. Характеризуется крупномасштабным дележом советской собственности, вырождением  политической, деловой и научной элит. <Современная>  Руина обусловлена небывалым казнокрадством и  междоусобной борьбой  корпоративных группировок  за передел общенародной собственности с опорой на <многовекторную>  политику, сопровождается  высокими  темпами естественной убыли населения. Украинские националисты, представленные в основном  интеллигенцией  в первом поколении, пошли  не в народ, а на союз и обслуживание партии  власти. За годы независимости можно составить мартиролог множества погибших производств и хилый список созиданий в эпоху <возрождения>, где на первом месте будут еврохутора, воздвигнутые на награбленное советское добро. Третья  Руина, когда власть взяла на вооружение  галицкий национализм,  характеризуется полной подменой реальной географии мифологической. Власть, игнорируя геополитические, социокультурные и конфессиональные рубежи,   одновременно устремилась в <общеевропейский дом> и стратегическое партнерство  с Соединенными Штатами.

Почти все девяностые годы украинская национальная элита была занята дележом  (<честной> приватизацией)  советского добра. Его оказалось так много, что потребовалось десятилетие, чтобы запрятать его в сундуки на возведенных Еврохуторах. Спасибо и братьям москалям, только благодаря еще не угасшей братской дружбе, скрепленной совместным <бизнесом> на транзитной газовой трубе, многим продвинутым украинцам удалось скопить капитал в особо крупных размерах.

Впервые в новейшей истории за исторически короткий срок скороспелая элита одновременно решила две диаметрально противоположные задачи. Она завершила селективную (для себя лЮбых) европейскую интеграцию в капитализм, правда,  по сантехническим стандартам,  и одновременно построила селективный коммунизм.  Местный Закон о статусе народного депутата и смета расходов ДУСи (так в народе называют управление делами секретариата Президента) читается как  поэма о коммунизме. С полным правом высшая и привилегированная прослойка украинского общества  заслужила звание элиты <в законе>, благоденствие которой обусловлено преступным <бизнесом> на государственных ресурсах. Процветает  раздача преференций (льгот за счет государственного бюджета) корпоративным группировкам, ориентированным на власть. Самым прибыльным сегментом этого <бизнеса> стала политическая коррупция.

Корпорация организованных партийных группировок, объединяющей членов свыше 130 партий,  составляет всего лишь около 2 % населения страны. Регулярно на парламентских и президентских выборах незначительная часть этого микроскопического меньшинства побеждает народ с зарубежной финансовой помощью,  заморскими и другими политтехнологами, стреляющих в электорат за большие деньги. Только во время противостояния <синих> и <оранжевых> на президентских выборах 2004 г.  был израсходован, как пишут в СМИ,  миллиард долларов  на политтехнологи, имитирующие политическую деятельность. Политическая коррупция достигла на Украине огромных масштабов благодаря эффективной продаже мест в партийных списках. В условиях отсутствия гражданского общества украинские партийные группировки утратили реальное представительство интересов электората. Самым демократическим путем физическое лицо может войти во власть, купив место в партийном списке. В результате партии решают не государственные проблемы, а занимаются лоббированием интересов спонсоров. Как пишут СМИ, место в проходной части списка самых <честных> демократов (украинских националистов из <Нашей Украины>) стоили на парламентских выборах 2006 г. в среднем 5 млн. у. е. Поэтому, чем чаще <демократические> выборы, тем больше прибыли ОПГ.

С задачей первоначального накопления капитала <казаки> справились превосходно. Правда, не обошлось без перестрелок, но без этого не обходится не одна крупная криминальная разборка. Украинская приватизация была осуществлена властной элитой по известному принципу Пападопуло: это мне, а это снова не тебе. В исторически короткий срок страна превратилась из индустриальной в аграрно-индустриальную или преимущественно аграрную державу третьего мира и стала признанным на Западе криминально-коррумпированным лидером серой зоны Европы. Это вершины европейской интеграции страны, где власть уже живет по европейским сантехническим стандартам и сделает все возможное, чтобы закрепиться на достигнутых рубежах. Самолюбование самопальной <позолоченной> элиты достигла своего Олимпа. И на украинском Хуторе близ Европы начался пир. Слава Украине!

А вот дальше, когда <стратегические> цели национальной элиты был достигнуты,   наступил кризис жанра. Как не совершенен глобализующийся мир! Какой то Всемирный форум в Давосе стал упорно присваивать нижайшие рейтинги конкурентоспособности украинскому государству, при этом особо подчеркивая <выдающийся> вклад властной элиты в этот процесс. И здесь ребром перед <истинными патриотами> отечества встал вопрос о выборе очередной цели украинской национальной охоты, под которую выгодно залечь - под <ляхов>, <москалей>, европейцев, американцев, турок и других басурман. Под тех, кто за холопскую преданность будет разрешать метко стрелять в материальную добычу. И выбор оказался, к сожалению, ограничен по вине Москвы и Европейского Союза. 

В Москве после ухода на заслуженный отдых очередного Емельки Пугачева устроили образцово-показательную экзекуцию доморощенных олигархов и даже грозились упрятать за решетку пассионарию украинской демократии. Стало очевидным, что <честным> киевским демократам путь в Россию заказан. Не на высоте оказалась и Западная Европа. Сколько раз Киев задавал в коридорах Евросоюза вопрос: <Хотите ли Вы, что бы Мы хотели быть в ЕС?> На что вежливые еврочиновники отвечали: <Да, Мы хотим, чтобы Вы хотели!> Но и такой дипломатии когда-то приходит конец. Стало очевидным, что Европе с самостийным государством криминально-коррумпированной демократии не по пути.

Но, так хотелось после бурных девяностых годов пожить мирно и спокойно на персональных Еврохуторах, закусывая горилку самым лучшим салом. И тогда еще до <оранжевой революции> начался поиск гарантии безопасности для основных финансово-промышленных группировок. Приближались президентские выборы, а пан Кучма уходил после второго срока в свободное плавание, которое само по себе не давало гарантии для <семейного> бизнеса. И велика была опасность получить срок, только другой. И <казаки> от основных ветвей власти и финансово-промышленных группировок приняли <мудрое> решение перейти к новой форме политического устройства государства от президентской к парламентско-президентской и поделить между тремя самыми уважаемыми между собой бизнес-группами три ветви власти. Европа, где доминирует эта политическая форма государственности, в этот раз потеряла бдительность и приняла желаемое за действительное продвижение на пути к демократии.

Все шло по намеченному плану политической трансформации самостийного государства, но в этот момент вмешались американцы, которые оказалось давно уже опекали обиженных птенцов пана Кучмы и, не побрезговав криминально-коррумпированным оттенком украинского провинциального национализма, вырядили его в белые одежды ангелов <оранжевой> демократии. Завоевания Майдана скоропостижно трансформировали Украину в страну скоропортящихся апельсинов. Начался традиционный для <истинных украинцев> поиск внешних врагов. После провозглашения независимости основными виновниками всех украинских бед стали Европейский Союз, Соединенные Штаты и Россия. Евросоюз виноват в отказе приема Украину в ближайшие годы  в Сообщество, а  Америка - в том, что не форсирует прием Украины в НАТО. Грех Россия в том, что она переходит в расчетах за газ на мировые цены с государством, признанной рыночной экономикой и не разрешает подворовывать газ.

Попытка одновременно построить национальное государство и интегрироваться в Европу, где отдается приоритет правам конкретного человека, не зависимо от национальности и вероисповедования потерпела поражение. И здесь на ум приходит крамольная мысль. Может быть, национал-патриоты только имитировали для широких масс курс на европейскую интеграцию, чтобы использовать Запад в своих интересах? Но прежде необходимо познакомиться с особенностями украинского национализма, провозгласившего единственно <правильное> учение.  

Идеология панукраинизма

Панукраинизм - идеология примитивного национализма (украинского фундаментализма), целью которого является создание мононационального государства, <захват> жизненного пространства Украины <истинными украинцами>  и другими национал-патриотами, попытки заставить всех граждан, не зависимо от национальности, <думать по-украински>. В результате применения этой идеологии на Украине построено националистическое государство криминально-коррумпированной демократии, непривлекательной для многих украинцев и тем более для украинских русских и не титульных народов. Эта политика привела к кризису украинской государственности. Понятие <национальный> стало синонимом коррупции и провинциальности.

Цивилизационный (конфессиональный) раскол в христианском мире не удается преодолеть уже тысячелетие. В борьбе за власть украинские националисты, не обладающие стратегическим виденьем, обострили проблему <расколотой Украины>. Самостийной власти показалось мало, что конфессиональный рубеж делит страну на греко-католиков и православных, и спровоцировала раскол последних на <украинскую> и промосковскую церкви. Таким образом, можно считать, что конфессиональный распад Украины уже состоялся при активном участии властей. Во время <оранжевого> бунта миллионеров против миллиардеров впервые эффективно были совмещены  американские технологии <борьбы за демократию и права человека> с манипулирование конфессиональным подсознанием электората.

На Украине и за её пределами широко эксплуатируется миф о демократически продвинутой Галиции, заповеднике национальной идеи и <настоящей> Украине,по образу и подобию которой необходимо переделать психологию и  мировоззрение <неистинных> украинцев, испорченных русской культурой. По чьей-то распространенной глупости панукраинизм отождествляют с европейской демократии, носителями которой являются галичане. Так уже сложилось, что после провозглашения независимости  львовская элита присвоила себе звание <истинных> украинцев - носителей <правильной> национальной идеи <Геть от Москв_>, мифа о <единой и соборной Украине> - и право учить других, какой должна быть украинская культура и язык. Стала преобладать примитивизация отечественной истории, нашедшая отражение в учебных изданиях. 

В 90-е годы  среди  национал-демократов была популярна идея о том,  что Галичина выступает в качестве <украинского Пьемонта>, по аналогии с  исторической областью в Северной Италии, ставшей оплотом не только национального, но и экономического возрождения. Галичина должна  была бы  стать флагманом  капиталистического труда и создания  благоприятного инвестиционного  климата. В реальной действительности регион превратился в один из самых дотационных. Слабая конкурентоспособность  промышленности, в первую очередь, машиностроения на внешнем рынке и снижение спроса внутри страны обусловили высокий уровень  безработицы. <Истинные> патриоты  с политических трибун призывают дистанцироваться от Москвы, а простые западные украинцы голосуют ногами за Россию, которая абсолютно лидирует среди зарубежных стран для гостарбайтеров из этого региона Украины.

Сложилась своеобразная межрегиональная специализация. Галичанская Украина поставляет идеологию панукраинизма, а Восточная Украина - материальные богатства и основательный  вклад  в экономическую  мощь государства. Здесь истоки самой большой трагедии Украины и, возможно, политического кризиса национал-демократического движения. Вместо того,  чтобы услышать социокультурное  многоголосие не только Галичины, но и Волыни, Закарпатья, Буковины, Черниговщины, Северщины, Полтавщины, Слобожанщины, Подолья, Запорожья, Новороссии, Крыма и других исторических земель,  на основе которого  и строить  украинскую государственность,  власть пошла по наиболее  простому пути. В качестве  фундамента  была взята  лишь  галичанская  традиция как общенациональная.

Никто не захотел, согласно европейской традиции, вникнут в то, что есть на самом деле. А был ли мальчик? Что такое Львов 90-х годов, после того как город потерял свое коренное население в двадцатом столетии? До Второй Мировой войны это был преимущественно польско-еврейский город. Евреи были уничтожены во время войны, а поляки был депортированы на свою большую родину. Из оставшихся примерно 20 % украинцев многие или эмигрировали или были отправлены в сибирскую ссылку или ГУЛАГ советской властью. Ставший индустриальным советский Львов был заселен выходцами с хуторов и сел, то есть к моменту обретения независимости во Львове была исключительно тонкая прослойка интеллигенции в первом поколении, еще не избавившейся от хуторской психологии. Не случайно оказавшись в Киеве эти носители <общенациональной идеи> по сути, могли только имитировать провинциальный национализм, поставивший страну на грань распада.

Национал-демократы перепутали  <научный>  или дремучий национализм с современной европейской социал-демократией.  Предложенный обществу пропахший нафталином  вариант  <национальной идеи>, извлеченной из карпатских лесных схронов сороковых годов, скомпрометирован небывалой для европейской страны коррупцией. Страна реально отброшена от цивилизованной Европы. Нанесен непоправимый  ущерб становлению  украинской государственности. 

Стратегической целью украинских националистов является передача суверенитета Западу в обмен на свою легитимность. В связи с тем, что в политическом поле с учетом численности электората они являются маргинальной силой, не способной без зарубежной помощи войти во власть,  для продвижения <правильной> национальной идеи на восток и юг Украины используются западные институты. <Истинные украинцы> с помощью Европейского Союза, НАТО или Соединенных Штатов надеются построить государство на фундаменте панукраинизма. Поэтому Запад и заявленный курс на вступление в ЕС и НАТО  нужен националистам лишь в качестве фигового листка в борьбе за власть.

 Украина внесла весомый  вклад в раскол восточноевропейского геополитического пространства, сыграв роль <пятой колонны> Запада. На Украине успешно применяются антироссийские геополитические технологии, направленные на разрушение многомерного коммуникационного пространства Восточной Европы. В конфессиональном пространстве стратегическая геополитическая цель - окончательно расколоть православную цивилизацию - в значительной степени достигнута. В военно-политическом пространстве стратегической целью является недопущение военного союза с Россией. Вступление Украины в НАТО будет сопровождаться глубинной геополитической трансформации, последствия которой для Восточной Европы и будущего украинского государства не просчитаны. Вступление в НАТО усилит наступление западного христианства и евангелистского фундаментализма. На Украине находится родина <мыльных> проектов дезинтеграции геополитического пространства Восточной Европы (ГУАМ, энергетические и другие коридоры).

Украинская армия после провозглашения независимости была первой по численности военнослужащих в Европе. Из-за хронического недофинансирования военного бюджета армия имеет ограниченную боеготовность и имеет шанс быть занесенной в книгу рекордов Гиннеса. По данным Минобороны в 2007 г. истекает срок использования 80 %  ракетно-артиллерийского вооружения, 73 % танков являются металлоломом, ресурс истребительной и бомбардировочной авиации отработан  на 50 -60 %.

Политика панукраинизма особенно отчетливо проявляется в выкорчевывание русского языка межцивилизационного общения. На протяжении нескольких столетий для украинцев  носителем межцивилизационного общения и интеллекта, был преимущественно русский язык. И его официальное изъятие без эквивалентной замены привело к деинтеллектуализации страны. Правда, неофициально происходит крупномасштабное воровство российского интеллектуального  продукта на русском языке.

Почему Украина  имитирует стремление к евроинтеграции при полном игнорировании Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, ратифицированной Верховной Радой в 1999 году?  В этом противоречии заключается важная  государственная тайна. В самостийной Украине для вхождения во власть достаточно имитировать патриотизм, знать украинский язык или суржик, чтобы получить доступ к  <бизнесу> на государственных ресурсах. Когда вхождение во власть обусловлено преимущественно знанием государственного языка, а не профессионализмом, то во власти начинают доминировать тупые, корыстные и малообразованные физические лица с непреодолимым стремлением к казнокрадству. Поэтому <истинные украинцы> стеной стоят против того, чтобы русский язык стал вторым государственным или региональным. Русский язык расширит профессионализм власти, что станет смертельным приговором для <патриотов> отечества. <Истинные украинцы> боятся интеллектуальной конкуренции, поэтому с помощью власти <честных> демократов пытаются изолировать более интеллектуальную часть украинской интеллигенции, являющихся носителями общего  духовного наследия (рубежной русско-украинской культуры).

Таким образом, политика панукраинизма привела к неконкурентоспособности политической  псевдоэлиты в условиях глобализации и регионализации международных отношений. Что служит важным признаком распада украинской государственности. Пронизанная коррупцией и моральным вырождением украинская элита <в законе> лишена европейского качества мыслить, а если, и думает, то не тем местом, и преимущество о своих <шкурных интересах>. Псевдоэлита представляет собой <поле чудес>, где порхают <святые> и <ангелы>, мародеры и авантюристки. В криминальном государстве министерства самых важных (иностранных и внутренних) дел возглавляют <киндер-сюрприз>, а <полевой командир> был заменен на <полевого бригадира>. Под несмолкаемые аплодисменты взяточников и коррупционеров.

Среди других фактор, свидетельствующих о кризисе украинской государственности можно назвать деиндустриализацию, разрушение высокотехнологичной пирамиды ВПК, зависимость от цен на энергоносители, упадок сельского хозяйства. Самостийная Украина стала страной <некомпетентного суверенитета> и упущенных возможностей. Украинская власть установила в 90-е годы мировой рекорд падения ВНП в три раза. Если по данным ООН перед распадом Советского Союза валовой национальный доход Украины на душу населения значительно превышал соседей, то в 2006 г. этот показатель меньше чем в Польше в 4,7 раза, России и Турции -  примерно в 3 раза, Румынии - в 2,5 раза и Белоруссии - в 1, 8 раза. Перманентные политические кризисы привели к утрате стратегического виденья. Наблюдается имитационный тупик инновационного развития при коррумпированной науке и высшем образовании. Особо выделяется этнодемографический фактор, численность населения Украины сократилась за последние двадцать лет почти на 6 млн. человек. Отмечается крупномасштабная трудовая миграция, по разным оценкам от 3 до 5 млн. граждан работает за границей. Страна лидирует в Европе по поставке живого товара в секс-индустрию. 

Большим заблуждение является утверждение, что <патриоты>, вошедшие в украинскую власть, бережно относятся к национальным символам. Достаточно посетить святые для украинцев места, где часто и неистово молятся <истинные> украинские политики, чтобы обратить внимание на разруху и запустение. Так что же является конечной целью украинских националистов во власти, декларирующих на словах европейский выбор?

Борьба за территорию советской Украины

Современная территория Украины как пишут западные СМИ, представляет искусственное творение Кремля, присоединившего к исторической Украине (Малороссии) земли Новороссии, Крыма и часть земель Войска Донского. Чтобы наказать донских казаков, вставших преимущественно на сторону Белого движения. В соответствии с секретными статьями Пакта Молотова - Риббентропа Галиция и Восточная Волынь были воссоединены с Советской Украиной. Советским Союзом в нарушении принятых соглашений были <перевыполнены> секретные статьи пакта за счет Северной Буковины. В Украину вошла также Южная Бессарабия. После освобождения Украины от фашистских захватчиков  Закарпатье  воссоединилось с УССР. Таким образом, за годы советской власти произошло многократное приращение площади Украины по сравнению с Киевским генерал-губернаторством, объединявшим в Российской империи губернии на территории Правобережной Малороссии.

После провозглашения независимости перед самостийной властью встала исключительно сложная задача консолидации Запада, Востока и Юга страны. Для её решения курс на европейскую интеграцию был вполне обоснован, так как вел по пути создания гражданского общества, в центре которого права конкретного человека независимо от национальности и вероисповедования. Однако у <истинных украинцев> появился соблазн <захватить> всю территорию, использую идеологию панукраинизма для достижения своих целей. Выделяются несколько этапов этой борьбы.

Первый этап в начале 90-х годов был связан с попыткой националистических партийных группировок захватить <жизненное пространство>  Украины демократическим путем. После провозглашения независимости Конгресс украинских националистов поставил задачу перевоспитания украинского народа в нужном направлении <прочь от москалей>. Об <успехах> деятельности этой националистической партии в 1994-98 гг. можно судить по сокращению числа избранных <истинных украинцев>  в Верховную Раду от 10 до 5 человек. Попытки <истинных украинцев> захватить всю территорию Украины и всех граждан сделать по своему образу и подобию демократическим путем закончились абсолютным провалом. А все националистические партии не набирали больше 10 % на президентских и парламентских выборах. Среди умеренных националистов начала обсуждаться идея о федеративном устройстве страны, чтобы Галичина и другие регионы сохранили свою самобытность.

Второй этап был связан с надеждами захвата <жизненного пространства> Украины с помощью Европейского Союз и частичной передачи суверенитета Западу, используя лозунги европейской интеграции. Но самостийное государство оказалось не только не востребованным в Брюсселе, но и представляло реальную угрозу европейской демократии. В случае принятия Украины в ЕС автоматически получала легитимность коррумпированная украинская элита <в законе>. Это ставило под удар основные завоевания европейской демократии и гражданского общества. 

Третий этап был связан с так называемой <оранжевой революции> и полной в будущем передачи суверенитета Западу. На помощь пришли Соединенные Штаты, которые в геополитических технологиях создания <зон жизненных интересов> используют маргинальные политические и другие силы. С помощью США была осуществлена <революция>  и <истинные> украинцы-националисты,  используя демократические лозунги в качестве булыжника в борьбе за власть,  довели страну до грани распада. Парламентские выборы весны 2006 года показали углубление геополитического (цивилизационного)  раскола, вместо двух стало три Украины - галичанская Украина, украинская Украина (Малороссия) и преимущественно русскоязычная Украина.

Пробуждение <регионального патриотизма>  на Востоке и Юге Украины стало местной реакцией на националистическую политику киевской <оранжевой> власти, не способной создать консолидированную модель украинского общества и условия для  социально-экономического развития регионов. Однако этот местечковый патриотизм так же основан не на принципах европейского регионализма, а на территориальном сепаратизме. В конце концов, националистическая модель унитарного регионализма сменилась <олигархическим регионализмом>, так же лишенным каких бы то не было принципов, заложенных в основу политики ЕС.

Четвертый этап начался в условия глубокого политического кризиса, связанного с трансформацией политического устройства страны, переходом от президентской формы правления к парламентско-президентской. В стране установилось реальное двоевластие. И каждой власти нужна своя Конституция. Националистической партийной группировке нужен Основной Закон, где главы региональных администраций назначались бы президентом-националистом. Таким образом, не нытьем, так катаньем произошел бы захват всех территории Украины. Другой олигархической партийной группировке с востока Украины нужна сильная власть, чтобы приумножать свои капиталы.

Досрочные выборы осенью 2007 года усилили конфронтацию между организованными партийными группировками, использующие раскол Украины в борьбе за власть и ресурсы. Формальным победителем стала Партия регионов, увеличившая долю в Верховной Раде с 32,14 до 34, 35 %.  Но наибольших успехов второй раз подряд  добился <непорочный ангел революции> с косой. Доля БЮТа возросла с 22,29 до 30,73 %, и таким  образом разрыв с главным оппонентом существенно сократился.  Блок <Наша Украина - Народная самооборона> сохранил  свои позиции на уровне 14 %, а  КПУ увеличила свою долю с 3,7 до 5,38 %. Впервые в Верховную Раду прошел Блок Литвина (З,96%), а социалисты не преодолели 3-х процентный рубеж. Комментируя результаты внеочередных выборов на Украине, западные СМИ упрощенно делят партийные группировки на прозападные и пророссийские. Реальная конфигурация несколько иная. 

Партия регионов не является пророссийской, представляет крупную донецкую промышленно-финансовую группу (Рената Ахметова), у которой на первом месте бизнес-цели, а не проблемы русского языка и консолидации украинского общества. Регионалы с помощью американских политтехнологов вела предвыборную компанию <Мы и Они>. <Мы> - это пушистые, работящие и умеющие зарабатывать деньги самые крутые олигархи Украины. <Они> - надругаются  над истинными героями войны, чтят фашистских ублюдков, намерены ввести уголовную ответственность за употребление русского языка, который считают языком шпаны и бандитов. При такой непримиримой конфронтации становится понятным, что партийная группировка, претендующая на защиту интересов регионов, представляет не всю Украины. Партия регионов уже трижды за короткий срок предавала свой электорат, испугавшись давлению с Запада и позволив в результате сговора  третий (незаконный) тур президентских выборов во время <оранжевой революции>. После прихода к исполнительной власти невнятно стала отстаивать внешнеполитический курс на союз Россией, против вступления в НАТО и в защиту русского языка, при этом трусливо обходит главную региональную проблему - федерализации страны. Она  проиграла политическую борьбу с оппозицией после выборов весной 2006 года и допустила роспуск Верховной Рады. Олигархический характер этой партийной группировки  приводит к тому, что она идет на сговор с украинскими националистами, имитируя решительность. Фактически на внеочередных осенних выборах были снят с повестки дня вопросы вхождения Украины в НАТО, статус русского языка и отношению к деятельности украинских националистов ОУН-УПА. А главным девизом политической рекламы в переводе на лаконичный язык стал фактически слаган <Спите спокойно>. Можно сказать, что благодаря этому убаюкивающему лозунгу партия заслуженно проиграла, а два не спящих <оранжевых блока честных демократов> суммарно набрали значительно больше голосов, чем на предыдущих выборах. Таким образом, русскоязычное население в очередной раз в новой украинской истории использовала партийная группировка, не собиравшаяся выполнять своих обязательств. Высока вероятность, что в ближайшие годы Партия регионов сойдет с политической сцены, оставив за собой политические руины на Востоке и Юге страны, а путь для вступления Украины в НАТО будет открыт.  

Пропрезидентская <Наша Украина> объединилась с <Нашей самообороной>, основанной полевым командиром с Майдана. Ничего не поделаешь, чтобы сохраниться на вершине власти, пришло время самообороняться от собственного народа. Абсурдность и пикантность  ситуации заключается в том, что вождем националистического блока с <самообороной> стал действующий президент страны. Появилось новое национальное блюдо вместо знаменитого украинского борща - украинская сборная солянка. Список нового <демократического> правого политического блока  на осенних выборах в Верховную Раду возглавил: левый (бывший социалист), а вслед за ним выстроились правые, провинциальные умеренные и радикальные националисты, олигархи, <евроинтеграторы> и коррумпированные чиновники. Предвыборный слоган пропрезидентского блока <Закон один на всех> стал абсолютной банальностью, после того как о Конституцию Украины вытерли ноги все, кому не лень.

Из двух <оранжевых блоков>, несомненно, пропрезидентский блок НУ-НС остается блоком самых <честных> демократов. Не случайно о демократии лучше европейских мыслителей выразился списочный лидер блока. На вопрос радиостанции <Немецкой волны>, почему демократический блок получили мало голосов,  Юрий Луценко сказал, что еще не все потеряно. Они будут и дальше дрессировать оппонентов <как собаку Павлова>, пока они не перекрасятся в нужный цвет. Вряд ли за всю историю мировой демократии, кто-то еще мог так образно и доходчиво  выразить свою мысль о путях достижении либеральных ценностей. Увы, несмотря на желание Запада выдать желаемой за действительное, блок остается главным штабом украинских националистов. 

Наибольший интерес представляет лидер БЮТа Юлия Тимошенко. Неистовый бывший ангел <оранжевой революции> в белых одеждах с пурпурным сердцем и косой  металась в жаркие дни бабьего лета в политическом поле Украины в поисках собственной добычи на Олимпе власти. И не зря. С помощью американских политтехнологов впервые в Восточной Европе она нашла  идеальную электоральную нишу. За годы безуспешной социально-экономической трансформации на Украине образовалась огромная маргинальная прослойка, которая не нашла свое место в новой жизни и ждет только мессии, не важно в каком виде - <непрочной Девы Марии> или в образе местного Дуче. Но не только голосовали маргиналы. Во время короткого предыдущего премьерства Тимошенко реально снизила пошлины на ввозимые украинскими предпринимателями импортные товары, что позволило многим выйти из <тени> и они этого не забыли во время выборов. Практически Тимошенко вышла на магистральную  дорогу, ведущую к  посту президента всея Украины.

Если говорить о главном результате внеочередных выборов на Украине, несмотря на расклад противоборствующих сил в Верховной Раде  <пятьдесят на пятьдесят> - путь для вступления в НАТО открыт и будет реализован в ближайшее время. Новая Верховная Рада, в которой по базовому образованию больше всего бывших инженеров-механиков, станет еще более непрофессиональной. Несмотря на антагонизм, три ведущих украинских организованных партийных группировки соревнуются в главной национальной забаве. Поэтому пятый этап, согласно украинской национальной охоте закончится меткой стрельбой мимо намеченных целей и возможной утратой государственности.

Преступная ориентация властной элиты на западный или восточный электорат. Украинская власть, не зависимо от цвета,  на протяжении всех лет самостийности устойчиво вела страну к распаду. В борьбе за власть доморощенные политики, не обладающие стратегическим виденьем, спровоцировали  проблему расколотой Украины. Чтобы победить на президентских выборах претенденты, не имея консолидированной программы,  осознанно делали ставку на электорат запада или востока Украины. Заботясь только о своих корыстных целях вхождения во власть, а не думаю о будущем страны. Для того, чтобы заманить в свои сети электорат восточных регионов, по традиции в программу претендента на высшую власть включается обещание  придать русскому языку  статус государственного. И это обещание традиционно не выполняется. Чтобы победить на очередной срок, ставка делается на электорат  западных областей и административных ресурс в восточных областях. Эту модель особенно успешно применил бывший <последний оплот демократии> пан Кучма.

В отличие от России, где  выражено противостояние между центром и периферией, на Украине характерно противостояние между регионами за <контрольный пакет акций> в политическом пространстве и в столице. Местные корпоративные кланы (партии) успевают за короткий срок пребывания у <руля> государства  набить свои персональные сундуки общественным добром в результате успешного <бизнеса> на государственных ресурсах и отбыть на свою малую родину или вновь отстроенные Хутора близ столицы. На Украине нет политического объединения в европейском понимании со своей идеологией и программой консолидации украинского общества. При переходе к парламентско-президентскому устройству государства это неминуемо привело к ослаблению власти, а значит, усилило вероятность распада страны.

Возможные сценарии распада

Как свидетельствует геополитическая логика, если полиэтническая страна эксплуатирует примерно два десятилетия национальный фундаментализм без ощутимых успехов в социально-экономической сфере, она разваливается без воздействия извне. Осталась, по существу, последняя и самая драматическая стадия распада в географическом пространстве. Несомненно, распад Украины похоронит наметившуюся стабильность в России и претензии Европейского Союза на лидерство в глобальной конкуренции. Поэтому важно просчитать возможные сценарии дезинтеграции Украины. Кризис украинской государственности опасен тем, что за короткий промежуток времени власть систематически ставит Украину на <дыбы>. Если не дай Бог, случайная искра  не переведет противостояние в горячую фазу и начнется реализовываться балканский сценарий в стране с цивилизационным разломом. Тогда <честные демократы> и <истинные патриоты> отечества обратятся за помощью к НАТО, а демократы не той ориентации - за помощью к Московскому Кремлю.

Распад на Восточную и Западную Украину.

Все чаще в западных СМИ пишут о возможном распаде самостийного государства на Западную и Восточную Украину. Отмечается, что большая Украина ЕС, России  и НАТО не нужна. Русская Украина должна отойти к России, а украинская Украина  - к Западу. Известный немецкий политолог Александр Рар считает, что Украине лучше пойти по пути Чехословакии и разделиться, пока не пролилась кровь. Британская <Гардиан> обоснованно предупреждает, что <Югославия станет миниатюрной версией того, что может случиться с Украиной, если довести этнический антагонизм до точки кипения>. Украинская история свидетельствует, что бархатного сценария не будет. Во-вторых, нельзя сравнивать Украину с Чехословакией. Это федеративное государства распалось на целостные части - союзные республики со своей сформировавшейся национальной элитой, культурой, милицией и другими атрибутами государственности. В Западной и Восточной Украине нет консолидирующего центра.  В-третьих, кто сказал, что страна распадется только на две Украины?

Но если даже теоретически допустить вероятность бархатного биполярного распада, то он может спровоцировать и усилить дальнейшую дезинтеграцию. Например, украинские националисты после безуспешных попыток захватить всю территорию Украины, поставят задачу создания Западно-Украинской республики. Но здесь <патриотов отечества> ожидают свои проблемы. Включение подкарпатских русин в Галицию обернется геноцидом, поэтому русины  начнут активную стадию борьбы за признание своего народа. Закарпатские венгры будут стремиться на благополучную большую Родину. Если <истинные украинцы> добьются принятия Львова в ЕС, то в Польше начнется движение за отмену Пакта Молотова - Риббетропа. Возможна и мирная экспансия польского капитала в бедную Галицию, когда она де-факто потеряет независимость.

Украинско-русская федерация, включающая Галицию,  в принципе не возможна не только из-за раздвоенности украинского самосознания, но и компрадорской сущности российской олигархической <элиты>. Русские стали самой разъединенной нацией в Европе. Крупнейший отколовшийся  русский остров (8-10 млн. человек) находится на Украине и не имеет территориальной или культурной автономии. Постоянно игнорировать факт проживания миллионов русских и 32 млн. граждан, использующих русский язык в повседневном общении в бедном государстве, представляет большую опасность. Когда власть не может обеспечить достойного качества жизни своим гражданам, знание русского языка межцивилизационного общения позволяет выжить миллионам гражданам не только Украины, но и Молдовы, Азербайджана, Армении, Грузии и других постсоветских государств. Если не будет остановлено дальнейшее становление националистической модели государственности, ведущей к дальнейшему расслоению общества, и продолжится возрождение России, то в русской общине усилятся центробежные тенденции.

Но <бархатное> воссоединение русской нации в обозримом будущем за счет населенных преимущественно русскими украинских территорий так же невозможно. Поэтому внешняя политика России как великой державы должна быть ориентирована на поддержание целостности Украины. Россия не сможет вернуть всех русских на большую родину, но она может стать привлекательной державой и региональным интегратором, если продемонстрирует успешную модернизацию. Если Российская Федерация останется непривлекательной для интеграции, а националистическая власть в Киев доведет страну до распада, начнется процесс борьбы за создание нового русского государства на востоке и юге Украины в Новороссии. Полиэтническая Новороссия, лишенная крайностей национализма, могла стать <становым хребтом> формирования украинской государственности, но этот шанс упущен. 

После распада Украины в Крыму может быть провозглашено Русское государство. Но под давлением Запада Россия по уже сложившейся традиции предаст диаспору. Наиболее вероятно создание Крымско-татарского государства под американским протекторатом. Утвержденный Конгрессом США в марте 2007 г. Законопроект о расширении НАТО позволяет превратить Севастополь в американскую базу НАТО  уже в 2012,  а не в 2017 г., когда заканчивается договор с Россией об аренде. Фактически упрощается задача  поддержки со стороны США националистов у власти в Киеве всего на ближайшее пятилетие. С учетом сложной и опасной рокировки кремлевской власти (возможного избрания технического президента и назначение технического премьер-министра) это вполне решаемая задача. Крымские татары, требования которых неоднократно не выполняли украинские националисты,  переориентируются на самую правильную страну мира, и с её  помощью будет провозглашена независимая республика крымских татар и начнется массовый исход русских с полуострова, дестабилизирующий обстановку в России.

Гражданская война.

Унитарная Украина может распасться на множество самостийных образований. Для этого необходимо обратиться к истории Гражданской войны, когда на территории современной Украины была провозглашена независимость боле десятка  государств, а значительная часть территории хаотически контролировалась многочисленными <батьками>. Гражданская война между единородцами по ожесточенности превосходит международные горячие конфликты, а различия в конфессиональной ориентации усиливают братоубийственное противостояние. Особенно в Европе, когда народ ощущает свою причастность и одновременно маргинальность по отношению к западному христианству. Зверства униатов (греко-католиков) в дивизии <Галичина>  или хорватов во время Второй мировой войны поражали эсэсовцев. Как пишет Н. Нарочницкая, агрессивность маргинальных униатов к православию значительно превышала отношение католиков к православным. Россия вынуждена будет вмешаться в конфликт в целях защиты расколотой русской нации. После многолетней войны в результате очередных Дейтонских соглашений на территории Украины будут созданы нежизнеспособные государственные образования. Миллионы беженцев устремятся в Россию. Анархия в результате распада Украины нанесет удар стабильности в России и по энергетической геополитике Кремля.

Заключение.

Истоки кризиса украинской государственности очевидны. Цивилизационный разлом, проходящий через территорию Украины, делает невозможным консолидацию общества на одной из культурно-исторических традиций - западноевропейской или пророссийской. Отсутствует политическое движение, способное консолидировать украинское общество и установить конструктивный диалог между западом, югом и востоком страны. Попытки совместить несовместимое - построить национальное государство на принципах украинского фундаментализма (панукраинизма)  и интегрироваться в Европу, где приоритет отдается политической нации с правами конкретного человека независимо от национальности и вероисповедования, привели к глубокому кризису украинской государственности, и может закончиться полной <балканизацией> Украины.

Кризис украинской государственности можно было избежать, если бы самостийная власть опиралась на граждан страны, а не на внешние центры силы в Кремле, Белом Доме или Брюсселе. Дальнейший сценарий может быть следующими. <Захват> националистами территории Украины  посредством изменения Основного Закона, или точнее сохранение за прозападным президентом-националистом  полномочий  назначать местных руководителей администраций. Тогда можно будет осуществлять курс на вступление в НАТО с помощью административного   ресурса.  Американское посольство на Украине обеспечит прикрытие этой операцией под соусом очередной победы местной демократии. Мирного сценария распада самостийного государства на Западную и Восточную Украину не существует. Поэтому статус буферного нейтрального государства между ЕС и Россией, федерализация Украины остается последними шагами, способными предотвратить распад страны, но только при сильной власти. Что исключительно проблематично.

Какие бы геополитические сценарии  не рассматривались будущее  Восточной Европы, а значит и Украины,  в значительной степени зависит от  судьбы России, от её способности сохранить коммуникационную природу  Большого многомерного пространства. Внешняя политика России как великой державы должна быть направлена на поддержание целостности Украины. Россия может стать региональным интегратором, если  продемонстрирует успешную  модернизацию, способную трансформировать непривлекательную для бывших советских народов олигархическую модель государства в государство социальной справедливости.

http://dergachev.ru

Powered by Bullraider.com