Print

ЧТО ТАКОЕ ДУША ЧЕЛОВЕКА В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ https://samka.co/psihologiya/chto-takoe-dusha-cheloveka-v-materialisticheskoy-i-idealisticheskoy-filosofii/?utm_source=smi2

Опубликовано в Новости политических партий России.

  • Что такое душа и существует ли она? Если души нет, то почему она «уходит в пятки», «болит», почему люди помнят свои прошлые жизни?

    Как душа связана с клинической смертью или растениями? К чему привели попытки взвесить душу и узнать, насколько она тяжела? Все эти вопросы волновали философов, физиков и религиозных деятелей практически с начала времен.

  • Душа, как понятие в философии и религии – абстрактная субстанция, которая выражает сущность человека, его стремления, мысли, чувства и волю.

    Термин «душа» произошел от греческого «psyche», что в переводе ближе всего к «дышать», «дыхание». Такая трактовка основана на идее, что в человеке существует душа, пока он способен дышать.

    Сейчас эта идея подвергается критике, поскольку установлено, что головной мозг продолжает функционировать еще некоторое время после остановки сердца и прекращения дыхания.

  • Более того, после клинической смерти, если клетки мозга не повреждены слишком сильно, человек возвращается к своей прежней сущности, то есть его душа не меняется.

    С точки зрения различных религиозных течений, это не противоречит общей идее. Нельзя доподлинно доказать, что душа не покинула тело в момент остановки дыхания, ведь она, витая где-то неподалеку, могла вернуться, как только его реанимируют.

    Христианская религия душу и дыхание связывает с божественным началом. Бог вдунул жизнь в Адама и так появился человек.

    Как бы то ни было, душа была предметом изучения философии, религии, физики. Особое место душа занимала в психологии. Изначальное определение, которое ей давалось, звучало как психология – наука о душе.

    Именно душа, а не психика – если между ними вообще есть разница – была предметом изучения. Но только ли человека? На этот счет существует несколько взглядов, которые рассматриваются не только наукой, но и различными религиями:

  • панпсихизм – душа есть как у живой, так и у неживой природы, например у камней. Такому взгляду придерживались Спиноза, Демокрит, Фехнер, Дидро и др.;
  • биопсихизм – душа есть только у живой материи: людей, животных, насекомых, растений. Сторонники: Вундт, Гоббс, Бернар и др.;
  • анималопсихизм – психика присуща людям и животным – Платон, Гегель, Вагнер, Леонтьев;
  • антропопсихизм – психика и душа есть только у человека, на чем настаивал Декарт и ряд его последователей.

Философские представления о душе

Каждый философ по-своему трактовал такое понятие как душа. Например, согласно Сократу, душа – это универсальный разум, порождающий мир. Она существовала еще до материи. Недалеко от него ушел Юнг, выдвигая идею о коллективном бессознательном.

Подобный подход не утратил своей актуальности. В 1990-х годах ученые Пенроуз и Хаммеров выдвинули теорию, что сознание не связано с биологическими организмами, а душа – это квантовый процесс.

Спиноза рассматривал душу, как единство Природы и Бога. А Демокрит утверждал, что душа материальна и принадлежит всему.

Душа с точки зрения философии и логики

Душа с точки зрения философии и логики

Все направления философской мысли по поводу сущности души можно разделить на два больших подхода:

  • материалистический;
  • идеалистический.

Материалистические теории

Эти теории берут свое начало от Демокрита. Начиная с 5-6 веков нашей эры, душа описывалась как тончайшая материя, состоящая из атомов огня. По мнению Демокрита душа получает ощущения от внешнего мира благодаря атомам воздуха и атомам, «истекающим» из предметов.

Идеалистические теории

Основоположниками этого подхода были Сократ и Платон. Они рассматривали душу как самостоятельную субстанцию, которая существует независимо от тела или материи. В понимании идеалистов, душа есть нечто возвышенное, божественное и вечное.

Платон утверждал, что душа направляется разумом, а главная ее цель – это постижение истины.

Идеалистическое понимание души очень близко ко многим религиозным течениям. Однако Кант критиковал подобный подход. Он считал, что признание души, как непостижимой абстрактной субстанции – это «прибежище ленивого разума».

Христианская идеология рассматривает душу как бессмертную нематериальную сущность человека, сотворенную Богом. В ней есть божественный дух, она включает в себя чувства, разум и волю.

Иудаизм предполагает, что душа создана Богом и независима от тела. Она одухотворяет тело и управляет им, хотя остается невидима, как Бог управляет Вселенной, но незрим для людей.

Душа и тело

Один из основных вопросов, который поднимался философами – это связь души, как нематериальной сущности, и тела. Изначально эти два понятия противопоставлялись друг другу.

Душа воспринималась как нечто возвышенное, чистое, а тело – низменное, тленное, мирское. Тело подвержено болезням, слабости, чревоугодию. Душа же стремится к гармонии, порядку, чистоте.

Это двоякая сущность выражалась в том, что невозможно развивать свою духовность, продолжая угождать своим низменным порывам и инстинктам. Отсюда множество практик поста, отказа от излишеств, материальных ценностей.

Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал душу, как нечто материальное, но и не считал, что ее можно рассматривать в отрыве от тела, как это делали идеалисты.

Он был убежден, что душа есть сущность живого тела. Она смертна, как и тело, но часть остается вечна.

Теория о неразрывной связи души и тела до сих пор актуальна. Как доказательство приводятся, например, психосоматические заболевания. Болеет душа, а страдает тело. Оно реагирует на все переживания, которое испытывает душа.

Попытки обнаружить душу с помощью науки

Душа весит от 15 до 35 грамм – так заявил американский врач Д. Макдугалл. В 1901 году он провел ряд экспериментов, в которых взвешивал человека перед и сразу после смерти. Полученную разницу он трактовал как вес души, которая покинула тело.

Конечно, его эксперименты уже тогда подверглись жесточайшей критике сразу по нескольким пунктам:

  • маленькое количество «подопытных», из-за чего невозможно проверить данные статистически;
  • Макдугалл далеко не у всех смог зафиксировать разницу в весе до и после смерти, но предпочел замолчать этот факт;
  • потеря веса после смерти объяснялась другими врачами тем, что у тела повышалась температура, а из-за потоотделения оно теряло часть жидкости.

Макдугалл заявил, что нужно продолжать эксперименты, чтобы делать какие-то выводы, но больше так ничего не опубликовал.

Научное сообщество сейчас не может дать однозначный ответ, что из себя представляет душа. Материальна она или абстрактна. Существует она неразрывно с телом или вне его. Вечна она или заканчивается со смертью человека.

Также неясно, как психика соотносится с душой. Одни психологи воспринимают это как единое целое. Другие вообще отрицают существование души, утверждая, что сущность человека заложена в нейронных связях его головного мозга.

Как бы то ни было, каждый сам определяет, что для него значит слово «душа». Это часть концепции, которая закладывается в основу его самосознания, мировоззрения и религиозных взглядов.

Powered by Bullraider.com