Print

Откуда зло в мире, который создал бог?Как блаженный Агустин решил логически эту задачу.

Опубликовано в Новости политических партий России.

Блаженный Августин - знаменитый философ и теолог раннего Средневековья. Оказал огромное влияние на философию и культуру на тысячу лет после себя. Да и сейчас многие из его идей актуальны.

Блаженный Августин был авторитетом для всех мыслящих людей не только в Средние века, но и после.

У нас было несогласие в некоторых вопросах богослования. Одно место из Блаженного Августина. По поводу которого мы не сошлись во мнениях. "Три Мушкетера"
 
Откуда зло в мире, который создал Бог? Как Блаженный Августин логически решил эту задачу
 

Сегодня хочу поговорить о его логическом решении одного важного для христианства парадокса. Откуда в мире зло, если мир создал Бог? И почему же Бог его не уничтожит?

Проблема наличия зла в мире, очевидно, одна из ключевых, которая ударяет по теизму в целом и по христианству в частности. Бог, согласно убеждениям христиан – всесилен и любит всех.

Откуда тогда в мире существует зло? Ведь мир и все сущее здесь создано Богом. Неужели Он не может справиться со злом? Если не может – значит не всесилен.

Если же он может победить зло, но не побеждает, то Бог – аморален. Ведь он допускает в мире, как стихийное зло – разрушительные ураганы, извержения вулканов, падения метеоритов, так и моральное зло. То есть зло, которое умышленно причиняют друг другу люди

 

Как нерелигиозному человеку мне непросто принять объяснения Августина. Но, как физику, мне вполне привычны модели теоретической физики, когда мы принимаем на веру некий постулат, а в дальнейшем умозрительно, математически (а в данном случае – логически) пытаемся найти ответ на вопрос. Мы так в физике теорию струн придумали.

Логическая концепция, которая пытается рационально объяснить, как может существовать зло в добром мире Бога называется теодицеей. Теодицея Августина – смелая и логически изящная попытка решить проблему существования зла.

В первую очередь, Августин в своей книге «Об истинной религии». Глава XL, призывает смотреть на мир, устроенный Богом, в целом, как на картину.

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии», - писал Сергей Есенин. И правда – нужно лишь посмотреть на мир целиком, не фокусируясь на частности. И на картине может быть темный фрагмент, но мы же не смотрим только на него. А без него картины целиком не получится.

«Но как тёмный цвет на картине в связи с целым является прекрасным, так точно и неизменный божественный промысел исполненною борьбы и подвигов нашею жизнью в целом управляет прекрасно».

Если же взглянуть на картину целиком – увидим прекрасный пейзаж или натюрморт, узрим задумку ее творца! Так стоит и смотреть на мир, где зло – лишь частность, которая гармонично встраивается в прекрасную картину. И каждый получит в зависимости от своей индивидуальности. А божественный промысел управляет этими частями «картины» прекрасно, воздавая каждому:

«Одно побеждённым, другое — борющимся, третье — победителям, четвёртое — зрителям, пятое — достигшим покоя и созерцающим только единого Бога».

Августин дает нам повод на оптимистичное будущее. Просто не концентрируемся на фрагментарном негативе.

Тем более, что зло представляет для нас особую ценность. Оно помогает нам увидеть добро. Ведь если все было бы добром, как бы мы могли узреть его и вычленить из окружающей реальности?

«зло, надлежащим образом упорядоченное и расположенное на своем месте, сильнее оттеняет добро для того, чтобы оно более привлекало внимание и, от сравнения со злом, приобретало бы большую ценность», - пишет Августин в своем «Энхиридионе Лаврентию о вере, надежде и любви».

Зло это своеобразный вариант добра, только в искаженном виде. И на его фоне лучше видно настоящее, божественное добро.

Зло не имеет даже самостоятельности, говорит Августин. Получается, что у зла нет объективной реальности, это лишь отсутствие добра. «Ибо зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла». (О Граде Божием, книга XI, глава 9)

Итак, логически Августин показал, что зло вполне может существовать в мире с божественным промыслом. И Бог от этого не становится вдруг слабым и не всесильным или аморальным.

Но в чем слабые стороны теодицеи Августина?

В частностях. Концепция получается слишком громоздкой, когда начинаешь разбирать каждый отдельный эпизод зла в нашем мире.

Например, Августин вводит понятие «справедливой войны».

В четвертой книге, глава 15 «О Граде Божьем» Августин указывает, какие войны можно считать справедливыми. «Вести войны и путем покорения народов расширять государство представляется делом хорошим для людей дурных, но для добрых -- это только дело необходимости». То есть если ты добрый, то может возникнуть необходимость вести войну. И поясняет: «это быть названо и делом хорошим, но только потому, что было бы хуже, если бы люди более несправедливые господствовали над более справедливыми».

Критерии «справедливой войны» у Августина крайне размыты. Каждый полководец уверен в справедливости своей войны и убеждает в этом подвластное ему войско.

Не будем забывать, что в истории многие завоевательные войны начинались с риторики защиты собственного населения. По Августину – это, безусловно, хороший повод для добрых людей. Но ведь мы, путем нескольких логических итераций, так можем дойти до оправдания поступков Адольфа Гитлера, который заявил о защите немецкого меньшинства в Польше.

Если в глобальных вопросах, таких, как война, двойственность и субъективность трактовок очевидна, то в проблемах конкретных людей она вообще заводит в тупик. Почему люди болеют и чувствуют боль? Кому от этого становится лучше?

А страшные болезни, такие, как рак, заставляют конкретных людей терпеть страшные муки.

Что ж, уход из жизни пожилых объяснить еще можно с точки зрения теории эволюции и законов природы. Ведь уход стариков освобождает дорогу молодым.

 
Откуда зло в мире, который создал Бог? Как Блаженный Августин логически решил эту задачу
 

Науку двигают вперед похороны, сделал меткое наблюдение Макс Планк: «Новая научная истина побеждает не тем, что убеждает своих оппонентов и заставляет их увидеть свет, а тем, что оппоненты в конце концов умирают, и вырастает новое поколение, уже с ней знакомое».

Но ведь мы прекрасно видим, что страдают и умирают люди в любом возрасте. Если дом постиг пожар или почтенного семьянина ограбили в подворотне - какому добру это способствует? А в чем добро и справедливость в младенческих болезнях и смертях?

Но лучше всего Августину оппонировал Иммануил Кант. Немецкий философ отвел божественные вопросы к вопросам веры. Существование Бога – недоказуемо, а значит не стоит использовать научные методы для защиты Его существования. А значит и совместное существование зла и добра в божественном мире – вопрос веры.

И, вместе с тем, значение Августина даже в наше время, спустя более чем полторы тысячи лет, трудно переоценить. Ведь он, действительно, научил нас хорошему.

Августин нашел в зле преимущества. И ярко встроил его в концепцию доброго Бога. Жаль, что подобных Августину влиятельных умов так не хватает в наши дни, когда потребность в них максимально высока.

Powered by Bullraider.com