Print

ПАРТИЯ - Умная Россия.

Опубликовано в Новости политических партий России.

ПРОГРАММА 
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
«Умная Россия»

К людям будущего

Вы – люди, от которых зависит будущее нашей страны. Вы - люди будущего. Вы есть во власти и в оппозиции. Вы есть среди людей, которые не интересуются политикой или не интересовались ей до сих пор. Вы есть среди предпринимателей и рабочих, среди интеллектуалов и фитнес-тренеров, среди менеджеров и свободных художников, среди студентов и домохозяек.

Иногда вас определяют как "средний класс", иногда - как "креативный". Вас больше среди молодых людей и людей среднего возраста, может быть меньше - среди пенсионеров. Вас больше в мегаполисах, меньше - в деревнях и малых городах. Но вы есть везде. И главное, что вас выделяет – жажда нового, открытость будущему и неудовлетворенность настоящим.
Вы хотите развиваться и создавать каждый день что-то новое. Вы имеете свое мнение и опыт в решение разных вопросов. Вы хотите, чтобы ваше мнение учитывали, чтобы вас услышали, чтобы без вас не принимали решения.
У вас много общих привычек. Вы цените свое время, стремитесь использовать все финансовые инструменты для решения своих задач, много путешествуете и стремитесь к новым знаниям, уделяете внимание своему здоровью и внешнему виду: ходите в тренажерный зал, бассейн, спортивный клуб. Вы свободно чувствуете себя в интернете. Вы постоянно учитесь. Этот перечень можно продолжить.
Если вы узнали себя, то мы обращаемся именно к вам.
Почему именно мы? Этому есть простое объяснение: во-первых, мы сами относим себя к таким людям; во-вторых, мы искренне считаем, что именно от нас зависит будущее – и всего мира, и конкретно нашей страны. У нас – общая цель. И мы знаем, что нужно делать, чтобы этой цели добиться.

Мы верим

Мы верим в то, что наши деды не зря выиграли Великую Отечественную войну, как и все предыдущие войны, от которых зависело историческое существование России. Возможно наша страна – Россия (СССР) – была не идеальна по своему устройству. Но поколения наших предков сделали выбор в пользу ее существования и дорого за него заплатили. Мы убеждены, что наше поколение не имеет никакого исторического и морального права прекратить существование России, какой бы несовершенной она нам не казалась.
Мы верим в то, что в современном мире сохранить себя и добиться успеха можно только постоянно меняясь, осваивая что-то новое, в поиске современных, эффективных и креативных решений. Это верно как для отдельной личности, так и для нации, которая видит свое место в будущем.
И именно поэтому мы обращаюсь сегодня к вам, людям настоящего и будущего. Мы надеемся, что среди вас есть те, кто, будучи устремленным в будущее, видит его как-то реализованным в нашей стране и вместе с нашей страной. Но мы обращаемся и к тем из вас, кто собрался уехать из страны навсегда и считает, что у России нет будущего. Давайте попробуем его создать.

Что происходит?

Нам говорят, что постсоветский период истории России завершен. Но этот тезис этот справедлив лишь отчасти. И наше государственное мышление, и политическая повестка дня плотно застряли в переходном периоде. Теребящие наше чувство и структурирующие политическое поле оппозиции "коммунисты против демократов", "силовики против олигархов", "патриоты против оранжевой угрозы" безусловно, отражали проблемы и противоречия переходного периода. То есть – на самом деле - вчерашнего дня. В чем-то их смысл сохраняется в дне сегодняшнем. Но определенно, они архаичны для дня завтрашнего. И будут только мешать.
Если мы хотим для России будущего, то мы должны сформулировать политическую повестку дня современной России исходя из понимания того, какое место может и должна занять Россия в новом мире, мире, который рождается на наших глазах. Давайте посмотрим, каковы ключевые тренды мирового развития? И давайте сформулируем перечень тех вопросов, над которыми, вероятно, будет размышлять человечество в ближайшие 30-40 лет. Это достаточный срок. Позже многие из нас, будем достаточно старыми и с ослабленным вниманием к миру.
Есть четыре вопроса глобальной повестки дня критичны для России:
Демографический парадокс и его последствия. Огромное достижение медицины ХХ-го века – резкий скачок продолжительности жизни. Второй важный факт – резкое сокращение рождаемости в развитых странах – чем лучше живут люди, чем более свободно устроено общество, чем выше уровень образования, чем лучше пенсионные системы, тем меньше люди склонны к порождению себе подобных. Парадокс ситуации в том, что развитие убивает себя – чем больше человечество приближается к ситуации реализованной либеральной утопии, тем ближе оно оказывается к обществу, которое физически неспособно себя воспроизвести.
Очевидные последствия этой ситуации: во-первых, это усиление миграционного давления со стороны более "молодых" и агрессивных наций. При этом гарантированно действенных инструментов интеграции мигрантов в общество развитых стран пока нет. В Евросоюзе фактически признан провал политики мультикультурализма, на границе США и Мексики – стена. Для нас это не теоретическое построение – тлеющая и горящая проблема Северного Кавказа (а ведь это не мигранты из-за рубежа, а граждане России из разных регионов) – это не эпилог перестройки, а пролог новой глобальной реальности.
Во-вторых, сокращение квалифицированного трудоспособного населения (это неизбежно для низкой рождаемости и действующего пенсионного возраста) это как минимум вопрос об изменении национальных пенсионных систем. Причем для ныне живущих – это изменение правил игры по ходу самой игры. Очевидно, что любые резкие движения здесь будут вызывать ощущение несправедливости у большинства граждан. Для оценки масштаба проблемы – дефицит Пенсионного фонда РФ в 2012 году оценивается в 1.75 трлн рублей.
Россия тихо вползает в эту повестку дня и нам от нее не отвертеться. И единственная вещь, являющаяся бесспорной – абсолютная поддержка и решение всех проблем, связанных с созданием комфортной и безопасной среды для детей. Начиная от набившего оскомину, но не решенного вопроса с детскими садами, до вопросов безопасности и полноценного образования.
Технологии, взрывающие мир. Мы находимся в начале невиданного в истории периода технического развития. Скорость создания новых технологий не просто открывает нам новые возможности, она буквально "взрывает" знакомый и привычный мир вокруг нас. Насколько мы готовы принять новый мир и нового человека? Насколько мы открыты новым возможностям? Насколько представляем все последствия? Все это вопросы весьма существенные, которые мы в России пока не замечаем и на государственном уровне не ставим.
Простой и близкий всем пример: развитие естественных наук, медицины, био- и нанотехнологий вплотную приближает нас к радикальному увеличению продолжительности и качества жизни, победе над многими неизлечимыми прежде болезнями. Утрируя, можно говорить о том, что человечество вступило в "битву за бессмертие".
Очевидно, что движение в этом направлении будет нарастать. Вопрос – есть ли в нем место России с наших технологических возможностей? На этом пути мы столкнемся с множество новых проблем этического и политического свойства (например, допустимость клонирования человека, генной перестройки человека, медикаментозной коррекции поведения) и что мы выберем – жесткий контроль или неограниченное развитие технологий? В какой мере плоды новых технологий будут распространены: будут ли они монополией только ограниченного круга (вожди, элита, "золотой миллиард"…) или доступны всем? Порождаемое новыми технологиями социальное неравенство может быть гораздо более сильным и вызывающим, чем все ранее известные человечеству. Пока нет окончательных ответов на все эти вопросы. Но уже пришло время ставить их, если мы хотим жить в будущем.
Общество эпохи виртуальности. Люди сильно меняются под воздействием новых технологий. Меняются именно люди, их психология, мышление, качество социальных отношений. В этом "виноваты" интернет, социальные сети, твиттер, системы мобильной связи и другие информационные технологии. На наших глазах радикально изменяется вся человеческая цивилизация.
Сегодня уже нельзя игнорировать цивилизацию интернета, мир он-лайна прорывается в офф-лайн, как это мы воочию наблюдали по время так называемой Арабской весны, до неузнаваемости меняя последний. Должны ли быть правила в этом пространстве и если да, то какие – вопросы далеко не праздные. Существует ли в этом мире собственность, и чем она защищена? Существует ли в цивилизации интернета право на конфиденциальность личных данных? Существует ли ответственность за слова и действия? Что может быть признано актом международной агрессии в интернете? Как оценить ущерб от действий, совершенных в сети? Можно ли говорить об интеренет-преступлениях? Вопросы правовых режимов в интернете – совершенно очевидный пункт глобальной и национальной повестки дня.
Другой, связанный с интернетом вопрос – это вопрос о национальной конкурентоспособности России в интернете. Лидерство в современном мире – это отчасти лидерство в сети, способность производить и предлагать миру актуальный, востребованный контент. Что мы как нация делаем, чтобы его обеспечить?
Ресурсы, энергия, экологический баланс. Возвращаясь к миру офф-лайна, мы видим в качестве ключевой проблемы – проблему естественных ограничений на экономический рост. Это ресурсные ограничения и ограничения, связанные с экологическим балансом.
Усиливающаяся конкуренция за дефицитные природные ресурсы и право получения природной ренты, возможно, пункт номер один в глобальной повестке дня, во всяком случае, - на среднесрочную перспективу. Вопросы о маршрутах трубопроводов, сланцевом газе, арктическом шельфе, а также отчасти и вопросы о суверенитете России и гарантиях (в т.ч. военных) ее безопасности, вытекают из естественного желания нашей страны максимизировать собственные выгоды от контроля над принадлежащими нам природными ресурсами, от рентной основы ее экономики.
И еще остается пара вопросов: сейчас рассуждают о несправедливости ресурсной (и рентной) монополии отдельного государства, допустим, завтра этот разговор будет переведен в практическую плоскость. Где будет Россия и чем мы будем обеспечивать свои права?
Или, допустим, будет обеспечен технологический прорыв, позволяющий радикально сократить объемы потребления ресурсов и энергии при сохранении того же уровня благосостояния. Что заменит эти ресурсы, как основу Российской экономики?
Таковы ключевые пункты глобальной повестки дня для мира и России. Все остальные вопросы, как мировой политики, так и нашей – российской будут в конечном итоге задаваться этими четырьмя блоками. Именно эту повестку дня мы и должны сегодня предложить российскому обществу и российскому политическому классу вместо устаревшей повестки дня переходного периода.


Новая государственность

Как бы нам этого не хотелось и не представлялось правильным, но и бизнес и институты гражданского общества в ближайшем будущем не будут играть ведущей роли в решении задач новой политической повестки. Основным инициатором и исполнителем решений все-таки останется государство. И здесь нам необходимо определиться, какое государство нам нужно с точки зрения будущего.
Глобальный мир, доступность информации и высокая профессиональная мобильность дали гражданам новые возможности взаимодействия с государством. Прежде всего – свободу миграции. Сегодня активный, нацеленный на будущее, гражданин относительно легко может сменить место жительства и работы. В том числе ему может быть просто некомфортно в той или иной стране, и он уедет, увозя с собой не только налоги, но и потенциальное будущее той страны, из которой он эмигрирует. Он уезжает, оставляя в стране людей прошлого, и связанные с ними социальные обязательства государства. Фактически он "наказывает" государство, неспособное создать для него достаточно комфортную и в тоже время свободную и динамичную среду.
Миграция становится все более действенным механизмом обратной связи между гражданами и государством, дополняя, а отчасти заменяя механизмы демократии. Возможность "выезда" снижает потребность обладать "голосом". В этом легко убедиться , если посмотреть долголетнюю тенденцию к общему падению явки на выборы разных уровней в большинстве развитых демократических стран.
Эта простая идея задает важнейший и предельно понятный критерий эффективности государства – способность конкурировать за людей будущего, за лучшие кадры и мозги совсем прочим миром. И именно эта конкуренция заставляет современное государство заботиться о комфортности той среды, которую оно создает для бизнеса и наиболее мобильных, а потому и более взыскательных граждан. Причем улучшение среды для них создает более качественные и комфортные условия для всех. И в этом смысле интересы людей будущего есть в стратегическом измерении интересы всех граждан.
Так каким же в этой ситуации должно быть государство? С сильной центральной властью? Демократичным? Это ложная дилемма. Конкурентоспособность подразумевает всегда определенный баланс либеральности и силы. Сильная и достаточно централизованная исполнительная власть нужны для обеспечения двух ключевых факторов конкурентоспособности: безопасности и эффективного участия в международных делах. Высокая консолидация на уровне общенациональной элиты, если это диктуется условиями международной конкуренции и требованиями к обеспечению безопасности страны. Либеральность среды – это одно из необходимых условий ее комфортабельности и привлекательности для людей будущего, особенно на местном и региональном уровне, где создаются ключевые условия комфорта.
Естественным механизмом организации комфортной жизни на территории страны, когда после достижения определенного экономического благополучия, у относительно сытых и защищенных людей появляются иные потребности (в том числе – в справедливости, в уважении к правам и достоинству любого человека, самореализации, требования процедурной честности), есть и останется демократия. Кстати, именно процедуры демократии позволяют государству понять, что реально нужно людям, чтобы сделать их жизнь более комфортной.
Из целей конкурентоспособности вытекают и принципиально иные принципы организации сферы государственного управления – все большая ориентация на инструменты корпоративного управления, бизнес-опыт. Новый менеджеризм – вовсе не случайный тренд.
Современное государство все больше начинает напоминать суперкорпорацию в сверхконкурентной среде. Но теперь это конкуренция не только за территорию, что было характерно для национальных государств прошлого, и не конфликт из-за идеологии что было характерно для эпохи Холодной войны. Скорее это борьба за проценты и качество экономического роста, объемы налоговых поступлений, размер инвестиций, влияние и признание.
И, наконец, в условиях глобальной конкуренции государство должно обеспечивать себя руководителями, обладающими ясным видением глобальной повестки дня и способными к стратегическому лидерству в динамичном мире будущего.

Россия перед вызовом

По двум упомянутым критериям – работа с глобальными трендами и привлекательность, комфортность для людей будущего – Россия выглядит жутковато. Уж точно блестящего будущего для страны сегодня не прослеживается. Мы уверенно цепляемся за наше героическое прошлое и настоящее, максимально консервируя ситуацию.
Нельзя молчать о двух проблемах, блокирующих развитие удобной и дружественной страны. Это: 
Деградация государственности. Российская государственная машина потрясающе неэффективна. Вероятно, это связано с рентным, распределительным характером экономики, желанием элит сохранить монополию на захваченные ими ресурсы. Но результат очевиден – в России по факту сформировались феодальные отношения. Эти новые феодалы везде, кто-то доит нефтяную трубу, а кто-то – паспортный стол, и они конечно не заинтересованы в развитии и приросте блага для людей. Их задача – собрать ренту, максимально закрепить свое распределительное право. И самое неприятное в этой истории то, что феодализм заразен – зачем работать, если решение проблем – найти свое место в иерархии, свой краник нефти. Власть потеряла энергетику, упорство и основательность.
Деградация социальной среды. Страну завалили постоянными подарками и популистскими решениями. Это развращает людей, высасывает из них энергию. Старательно уничтожаются базовые ценности, в том числе коллективизм, что редуцирует возможность объединения нестандартных, сильных и интересных людей. Смещение представлений о морали и порядочности – дикий, абсолютно азиатский стиль потребления. Замкнутые и вследствие этого уверенно деградирующие элиты.
В рентной экономике, главная задача государства – удержать за собой контроль ресурсов, контроль над территорией. Собственно эту задачу российское государство и решало в два первых срока президентства Владимира Путина под лозунгом сохранения суверенности, восстанавливая собственную силу. Но далее это превратилось в самоцель.
Модернизация в период президентства Дмитрия Медведева осталась скорее красивой мечтой, чем стала реальностью. Почему? Наш ответ таков: потому что эта мечта была мечтой лично третьего президента РФ, возможно, мечтой либерального сообщества, какой-то незначительной части чиновников, но она не отражала жизненных интересов ядра основной политической силы российского общества – бюрократии и олигархов – нового класса феодалов, получивших свои кормления и оседлавших потоки ренты.
Радикально ситуацию здесь может изменить только переход к иному типу экономики, основанному на производстве и предпринимательстве. Проблема в том, что необходимые для этого ресурсы находятся в руках тех, кто собственно и получает максимальную выгоду от ренты – государства (то есть бюрократии) и олигархов. Но это означает отдать влияние иному типу людей, антагонистов современным феодалам. Да и не спешат предприниматели в Россию, что им здесь делать – воевать с недружественной средой? Получается замкнутый круг.
Этот круг может быть разорван. Для этого не требуется строить параллельную экономику. Необходимо изменить экономическую и социальную среду, сделать ее комфортной и привлекательной для жизни и бизнеса. Это означает, с одной стороны, последовательное ослабление бюрократического и олигархического давления на среду, сокращение бессмысленных контролеров и ограничений, физическое сокращение нахлебников, с другой – понуждение остающихся "феодалов" к четкому исполнению законов, выявлению и реализации реальных потребностей граждан. И если вопрос разумного законодательства – прерогатива власти, его создать вполне возможно с подачи практиков, то внедрение изменений и принуждение к порядку требует реализации механизмов гражданских инициатив и контроля, активных, социально ответственных людей.
Было бы неоправданным оптимизмом ожидать, что эти изменения явятся результатом усилий государства, самоуничтожение не является сильной стороной наших чиновников. И еще более наивно ждать, что изменения будут глобальными и сразу все станет хорошо и разумно. Но любой сотрудник мэрии, которого заставили лично проконтролировать, как потрачены деньги на ремонт дороги, отчитаться, что было сделано и на следующий год объяснить, откуда, опять берутся ямы и обеспечить их ремонт за счет подрядчика, это – победа. Каждый депутат законодательного собрания, который выбрал защиту интересов своих избирателей, а не олигарха, который его туда поставил, это – победа.

Пять шагов антибюрократической революции

Что мы видим в качестве основных элементов этой революции? Пять позиций представляются принципиальными:
Разбюрокрачивание среды. Ключевая сегодня проблема – не сама коррупция. Она следствие. Причина – жуткая зарегулированность всей нашей социальной среды. Чтобы сделать одно дело, нужно заполнить и согласовать тысячи бумаг. Бюрократизация ведет атеросклерозу и неповоротливости всех наших инфраструктурных систем. Каждый шаг делается со скрипом и дается с неимоверным трудом. Коррупция – это лишь смазка, без которой наш государственный механизм, такой, какой он есть, просто встанет. Разбюрокрачивание – это возвращение нашему государственному организму гибкости и молодости, а для всех граждан страны – это расширение пространства свободы, удобства и эффективности.
Развитие территорий. Большая часть инфраструктуры создается и поддерживается на муниципальном и региональном уровне. Следовательно, большая часть финансовых потоков должна быть направлена на места. Нужно перераспределение ресурсов от центра к регионам и муниципалитетам. Одновременно необходимо максимальное развитие гражданских инициатив и гражданского контроля на местах. Пока мы не научимся контролировать начальника ЖЭКа, бессмысленно говорить о реальном гражданском контроле за институтами центральной власти. Кроме того, в условиях децентрализации финансовой системы, необходимым условием противодействия коррупции на местах является усиление гражданского контроля "снизу", сочетающегося с возможностями федерального вмешательства "сверху".
Стратегическое центральное правительство. Это правительство с сильным стратегическим видением перспектив развития страны в современном мире. Правительство, готовое концентрировать свои усилия на повестке дня будущего, оставив решение проблем прошлого и настоящего регионам и муниципалитетам. Центральная власть, способная реализовывать национальные интересы России в условиях глобальной конкуренции. По сути, ключевая задача центрального правительства – сделать Россию лидером ХХI века.
Поколенческий сдвиг. Антибюрократическая революция должна привести к массовому обновлению власти и прихода в нее людей будущего, не отягощенного культурными моделями советского и переходного периодов. Мы абсолютно уверены, что честная и эффективная власть в России в принципе возможна. И в наших силах добиться ее появления.
Реанимация общества. Наше общество, если не мертво, то, во всяком случае, находится в коматозном состоянии. Сдувание "Болотной" в "Марш миллионов" лишь подтверждает этот диагноз. И это системная проблема, нерешаемая путем предъявления благодушных лозунгов о развитии институтов гражданского общества. Однако мы должны понимать, что, если мы не сможем вывести общество из состояния комы, то мы навсегда останемся заложниками бюрократии. Ключевой вопрос здесь – это вопрос доверия, способности проявлять солидарность и, как ни странно, гражданского менеджмента.
Коммунисты интегрировали нас вертикально. Либералы 90-х разорвали и эти связи, превратив наше общество в песок. Владимир Путин, попытался собрать все это, надстроив над песком саркофаг российской бюрократии. Теперь наша задача – превратить песок в почву. Нужно быть готовыми, к тому, что это – долгий и не очень интересный процесс. Но только через тысячи гражданских кампаний и инициатив по самым бытовым вопросам мы сможем создать почву.

Партия людей будущего

Единственная сила, способная реализовать описанные изменения – люди будущего, люди сохранившие энергию и инициативу, лично заинтересованные в том, чтобы в стране было комфортно жить и работать, много знающие и хорошо понимающие, как это – комфортная среда на лучших примерах. Люди патриотичные и глубоко заинтересованные в конкурентоспособности России. Именно эти люди станут новыми героями и лидерами страны.
Мы создаем новую партию. Партию, которая бы выражала интересы и видение людей будущего. По крайней мере, той их части, кто решил для себя остаться в России. Партию – неуехавших.
Партию тех, кто считает, что мы живем не в "этой стране", мы живем в России. И для нас она – страна будущего.
Мы считаем, что если люди будущего в современной России не объединятся, то и будущего у нашей страны не будет. Нас такой поворот событий не устраивает.

Наши действия

Начнем с онлайна, чтобы захватить оффлайн. Нам важно сразу же стать партией, лидирующей в киберпространстве. Пусть мы станем первой он-лайн партией страны.
Затем мы создадим региональную и даже муниципальную сеть: брать власть нужно "снизу вверх". Мы должны стать партией 10 000 муниципалитетов.
Для изменения страны нам нужна сеть, протянутая через всю страну. Сеть, которая будет генерировать новую постпостсоветскую политическую элиту. То есть элиту, которая органически не связна, ни с советским периодом, ни с рентной экономикой переходного периода.
Кто те люди, которые могут составить новый политический класс? Откуда они возьмутся, и кто их поддержит? Ответ здесь достаточно прост. Эти люди уже есть. Они среди нас. Это предприниматели, которые сделали свой бизнес не на "врезке" в трубу и не на государственных заказах. Это менеджеры и специалисты, которые активно и много учились в последние годы, стремясь сделать самих себя и возглавляемые ими подразделения более эффективными. Это гражданские активисты любого направления. Это талантливые и инициативные молодые люди из числа студентов, аспирантов, молодых преподавателей. Такие люди есть везде. В каждом городе, а не только в Москве или мегаполисах. А поддержим их мы – люди будущего.


Семь первых шагов

Шаг первый: создание сети в Интернете.
Шаг второй: формирование списка всех тех людей в регионе, кто проявил себя как организатор гражданской кампании (по любому поводу), талантливый предприниматель, менеджер или специалист, глубокий публицист и просто как активный яркий и энергичный человек, устремленный в будущее. Проведение переговоров с этими людьми и вовлечение их в сеть.
Шаг третий: создание в сети площадок по обсуждению стратегий развития тех муниципалитетов, где есть отделения партии. Будущее России должно стать не только будущим Газпрома или Москвы, а будущим 10 000 муниципалитетов. Прежде всего, мы должны понять в каком направлении должна развиваться территория, чтобы для нее нашлось место в будущем, каков потенциал и источники развития, и что нужно требовать для этого от региональных и федеральных властей. Результат такого обсуждения: предлагаемая региону и муниципалитету новая повестка дня.
Шаг четвертый: информационная и политическая мобилизация в пользу новой региональной повестки: сначала в сети, а затем в региональных СМИ должны появиться материалы, посвященные новой повестке. Не важно, какую точку зрения они будут содержать, важно инициировать процесс обсуждения на общерегиональном уровне, с вовлечением в него действующих властей и иных политических партий.
Шаг пятый: на базе отделения партии в регионе центра инфраструктурной поддержки гражданских инициатив, который бы помогал любым инициативам в регионе, направленным на создание в нем более современной экономической, социальной и культурной среды, прежде всего, в вопросах комфортной жизни для молодых семей, детей, развития системы образования, здравоохранения, дорог, коммуникаций, транспорта, связи, досуга, экологии, в целом красивой, удобной, культурной и современной среды обитания. Поддержка инициатив должна быть предоставлена в пяти основных направлениях: 1) правовая поддержка; 2) помощь в сборе средств; 3) информационная поддержка; 4) обучение современным технологиям политической и общественной деятельности; 5) политическое прикрытие.
Шаг шестой: инициирование нескольких партийных проектов. Наиболее перспективными направлениями нам представляются: развитие товариществ собственников жилья, общественных наблюдательных советов при школах и вузах и тому подобное. Каждый проект, каждая кампания должны становиться предметом информирования, обсуждения и поддержки в партийной сети.
Шаг седьмой: создание, через процесс обсуждения и праймериз в сети списка партии для муниципальных и региональных выборов, с обеспечением публичной поддержки кандидатов партии всеми членами партии и сочувствующими, заявившими о своей ассоциации с партией.
А дальше - готовимся к выборам!

* * *

Сегодня мы находимся в начале новой политической эпохи. Какой она будет, и что она принесет нашей стране зависит от нас самих. Нам бы очень не хотелось, чтобы она принесла нам новую порцию разочарования, как это было в начале и конце прошлого века. Мы уверены, что свободу и новые перспективы нам может принести только позитивная повестка дня и люди, готовые реализовать ее в России. Именно поэтому мы предлагаем объединяться и действовать во имя нашего общего будущего.

Powered by Bullraider.com