Print

Геополитические последствия распада СССР для России https://lektsii.org/14-12011.html

Опубликовано в Новости политических партий России.

Геополитический статус России в современном мире: поиск новой идентичности

Россия в новой системе геополитических отношений

С геостратегической точки зрения Россия отождествляется с самой Евразией, совпадает с геополитическим понятием Heartland, или, по Макиндеру, «Географической Осью Истории». Она объединяет евразийский Запад и евразийский Восток, являясь самостоятельным, особым геополитическим организмом — ни Востоком, ни Западом — со своей особой культурой «Срединной Империи».

Геополитические последствия распада СССР для России

Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время, прошедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися. Геополитическое положение РФ еще неопределеннее: политическая система, ха­рактер международных отношений, положение в геополитиче­ском пространстве бывшего СССР ее очень зыбки.

Далеко не все независимые государства — оскол­ки СССР — горят желанием найти какие-либо формы объеди­нения с Россией. Связующим звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся экономические связи. Все республики быв­шего СССР страдают от нарушения этих связей.

Рынки республик десятилетиями были приспособлены к то­варам друг друга, спрос на которые на Западе, в Японии, многих странах АТР, за исключением сырья и некоторых товаров, тонких технологий, практически отсутствует или ограничен. При попытках выйти со своими товарами на рынки конвертируемых валют республики СНГ конкурируют друг с другом и терпят взаимный ущерб.

Кроме того, в России и во всех странах «ближнего зарубе­жья» действуют хорошо организованные криминальные и полу­криминальные структуры, которые контролируют, по различным данным, от 40 до 80% экономики стран СНГ.К числу факторов, которые еще как-то связывают бывшие советские республики, относятся: демографические, социальные, культурные, психологические. Межнациональные противоречия, существующие почти во всех бывших братских республиках, будут сопровождать­ся насилиями, конфликтами, кровопролитиями не год и не два, а десятилетия. Это, безусловно, затормозит социально-экономическое развитие всех стран .

Очень важный момент в политических, экономических и иных отношениях государств на постсоветском пространстве — сохранение единого социального пространства. Вариантов решения этой проблемы пока нет, но для начала можно взять схему, по которой формируется Европейское сообщество, где национальная безопасность каждого государства определяется го­товностью действовать согласованно во многих сферах общест­венной жизни и прежде всего в социально-экономической сфере.

Перечислим «чисто» геополитические потери России:

• утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР);

• потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Черному морю;

• в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Чер­ного, Каспийского, Балтийского;

• «сдвиг» всей нашей территории на север и восток;

• потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;

• появление на новых рубежах России нескольких мало­жизнеспособных стран, экономически слабых соседей, «осколков», по терминологии американских геополити­ков. В итоге, как и СССР, Россия к концу XX в. вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором;

• русская нация вошла в число «рассеченных народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад-Восток»;

• на юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма. Это противо­стояние включает РФ в военную конфронтацию в Таджикистане, а возможно, к концу XX в. и в других респуб­ликах Средней Азии;

• на востоке России — «вакуум» по населению (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке. в Забайкалье и Приморье противостоит России третье по силе государство мира — КНР. • Россия получила необустроенные границы;• последствия развала СССР.- попытки конфедерализации России.

Но на этом трансформации а геополитической жизни России не заканчиваются. Они будут продолжаться в обозримом будущем. И возможны такие варианты развития событий:

• полная дезинтеграция союза, останутся лишь минималь­ные двусторонние связи;

• дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, приобретающих хронический характер;

• постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, наращивание многостороннего сотрудничества, различ­ные формы объединения и, наконец, политическое объе­динение государств СНГ .

Полная дезинтеграция стран содружества может способство­вать, вслед за другими республиками, распаду России. В данном случае начнется своего рода «выпадание» из России целых регионов: Татарстан, Башкортостан, Якутия, Красноярский и Приморский края, Калининградская область. В случае ослабле­нии центра «откусывать» от страны лакомые кусочки будут вла­стные структуры, местные элиты, криминальные организации. К подобному сценарию российские элиты подталкивают и поощряют политики и политологи типа Мэйджера или .3. Бжезинского.И тогда на территории нынешней РФ могут возникнуть три «суверенных» республики (по замыслам 3. Бжезинского) или несколько «самостоятельных» «России» со своими экономическими и политическими интересами, политическим и социаль­ным лицом. Катализатором подобных процессов могут оказаться как внутренние, так и внешние конфликты.

 связи с развалом СССР среди множества вопросов возни­кает главный: «Почему произошел этот развал? Почему огром­ная сверхдержава рухнула почти в одночасье?». Ответить не просто, но объективные причины, хотя бы эскизно, обозначить можно. Во-первых, это огромные размеры СССР. Исторически они несли России, а потом Советскому Союзу благо. Но большие пространства — это не только благо. С тех пор, как во второй половине XX в. мировое развитие дви­нулось по пути интенсификации производства, в СССР на всю территорию просто не хватало населения. Создание инфраструк­туры, сопоставимой с европейскими стандартами, обходилось Советскому Союзу многократно дороже.Экстенсивный путь хозяйствования, избранный еще в конце 50-х годов, объективно тормозил развитие СССР. Стремление к созданию в промышленности монополий при оценке эффективности работы суммой прибыли сделало их невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу. Состояние технологий и органи­зации труда в бывшем СССР и в современной России пока не дает возможности «отыграть» один из главных геополитических факто­ров современности — экономический.

Другая группа причин — политическая. Эффективность руководства и управления во многом зависела от интеллекта, профессиональной подготовки, личностных качеств субъекта политического руководства и управления. Во второй половине XX в. эти качества субъектов власти напоминали (за редким исключением) затухающую сину­соиду. В силу раздробленности элиты на местах (в республиках, краях, областях) было невозможно эффективно противостоять ошибочным решениям центра.

Почти все перечисленные факторы, способствующие разруше­нию СССР, действуют и сейчас. Но к ним добавились новые, в числе которых наиболее мощными являются ослабление экономических связей между регионами, падение научно-технического по­тенциала федерации и др.

Ослабление научно-технического потенциала страны связано с «утечкой умов», обусловленной бедственным положением нау­ки и образования, разрушением передовых технологий. Тотальное и.скоростное разрушение военно-промышленного комплекса отнимает у казны как минимум 20 млрд. долл. в год. К последствиям геополитического развала СССР надо отнести и усиливающиеся региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет приблизительно 1:14. В перспективе можно ожидать еще большего разрыва в доходах. Тому есть несколько причин:

• усиление вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов;

• влияние мощного лобби, прежде всего олигархов, пред­ставляющих топливно-энергетический комплекс, финан­совые структуры в Москве;

• в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге оборачива­ется более 95% финансов России.

Москва — единственное безресурсное исключение — находится в числе благополучных регионов. Объясняется это тем, что в Москве вращается около 80% капиталов страны плюс субвенции, которые она получает, выполняя столичные функции. Богатые регионы стремятся выделиться, получить особый статус выхода на мировой рынок (Якутия), добиться национально-государственного образования (Татарстан, Башкортостан и или отделения (например, Чечня). Растянутость коммуникаций России (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), затруднение передвижения людей (прежде всего по экономическим причинам) значительно способствуют дезинтеграции страны. Результатом развала СССР явилась и сложная демографиче­ская ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофиче­ской. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран «ближнего зарубежья» — Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает.Экономическое, демографическое, научное, техническое ос­лабление России означает уменьшение ее международной роли, катастрофическое падение имиджа страны.

Внешние проблемы России теснейшим образом переплетены с внутренними, которые ползучим образом перерастают во внешние .В этой связи возникает проблема границ страны: с Прибалтикой, Кита­ем, Японией и другими государствами. С проблемой границ свя­заны еще и такие геополитические аспекты: выход к морям, включенность в мировые коммуникации и пространственное положение по отношению к центрам сегодняшней и будущей мировой активности.

Усугубляет положение отсутствие научной концепции геополитических отношений России: не обозначены и не защищаются сферы ее интересов. Они все более становятся нероссийскими: вступление в программу «Партнерство во имя мира» без уяснения целей НАТО, недооценка роли и целей великого Китая и всего района АТР — самого мощного и динамичного в мире. Самой историей России отведена роль атланта мирового цивилизованного равновесия между Западом и Востоком. Раздробленная на части, она не сможет выполнить роль мирового силового барьера. Подобно волнам цунами геополитический дисбаланс станет распространяться по всем направлениям на внешний мир, сметая на своем пути не только государства, но и народы. Во внутренней по­литике это было бы сплочение тех стран СНГ, которые этого хотят, во внешней — преодоление односторонней ориентации, смена ее на балансируемое равноудаление при опоре на свои силы.

Вывод: геополитическая уязвимость России очевидна, более , она возрастает, и это особенно опасно в условиях «третьего передела мира», продвижения НАТО к границам России, войн НАТО в Европе. https://lektsii.org/14-12011.html  

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Еще в глубокой древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возрастания угроз и опасностей для граждан не только со стороны внешних врагов, но и со стороны государственных чиновников и богатой необузданной знати. Эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, государства, семьи и личности.

Безопасность в современной российской и западной научной литературе трактуется под углом зрения различных подходов. В психологической - как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей; в юридической - как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества; в философско-социологической - как состояние тенденции развития и условия жизнедеятельности социума.До настоящего времени в нашей стране отсутствовала единая общепринятая концепция безопасности, хотя эта проблема находится в центре внимания как государственных органов, так и ученых, исследующих данное социальное явление. Понятия «безопасность», «личная безопасность», «национальная безопасность», «международная безопасность» и «глобальная безопасность» имеют дело с различным набором проблем и исходят из разных исторических, философских, правовых и социологических контекстов. Но все же объединяет все эти понятия одна общая черта: в современных условиях основной целью обеспечения безопасности является защита человека и общества, их прав и свобод, создание благоприятных условий для развития личности и государственности, защита всех жизненно важных национальных интересов.

Надежность и долговечность созданной системы безопасности зависит от множества факторов. Несоблюдение или игнорирование тех или иных факторов обеспечения безопасности приводит к крупным социальным катаклизмам, связанным с кровопролитием, войнами и массовыми беспорядками, разрушению социальной инфраструктуры, утрате материальных и духовных ценностей, накопленных многими поколениями людей, и в конечном итоге - к гибели государств и сообществ.

Понятие безопасности разворачивается в процессе анализа двух взаимосвязанных аспектов: во-первых, выявления особенностей современного этапа исторического развития страны и, во-вторых, определения основных тенденций развития современного мира как планетарной целостности, включающей различные цивилизации, в том числе и Россию как особую евразийскую цивилизацию.

Национальная безопасность как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях.

Некоторые ученые определяют национальную безопасность как отсутствие угроз (в основном внешних). Субъектом безопасности здесь выступает государство, границы которого нуждаются в защите.

Существует еще один подход, который преодолевает отмеченные выше трудности, но смещает акценты: субъектом национальной безопасности становится общество как часть государства, а не государство в целом. Ведь общество - малая модель государства. Такой угол зрения качественно меняет взгляд на то, как надо обеспечивать национальную безопасность. Она понимается авторами не как состояние отсутствия внешних и внутренних угроз, а как состояние, при котором. В данном контексте национальная безопасность представляет такое состояние государственно-территориальной общности, при котором обеспечивается эффективная деятельность социально-политических институтов по поддержанию надежной защиты национальных интересов в международных и внутринациональных отношениях, реализуются возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства.

Согласно этой точке зрения национальная безопасность создается не только (и не столько) в целях реагирования на различного рода опасности и угрозы национальным интересам. Она является условием выживания, существования личности, общества и государства в социуме и природно-географической среде, сохранения создаваемых духовных и материальных ценностей.

Уровень национальной безопасности характеризует степень экономического, социально-политического, научно-технического, культурного и военного развития данного государства, его способность создавать все необходимые условия для развития общества. Однако не следует считать национальную безопасность самоцелью, изначально предназначенной для поддержания безопасности страны, отпора агрессии, обороны территории и ведения войны. Ее главная задача - предоставление широких возможностей для развития и самореализации личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, расширение спектра его способностей, отпущенных природой.

Национальную безопасность можно классифицировать с различных позиций, например по субъекту защиты: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Классификацию видов национальной безопасности можно провести и с позиций наличествующих в государстве различных ресурсов и ценностей. К ним можно отнести: государственную независимость, национальную экономику, национальную культуру, население страны, информацию. Этим ресурсам и ценностям соответствуют и виды безопасности: политическая безопасность, экономическая безопасность, духовная безопасность, социальная безопасность, информационная безопасность.

Политическая безопасность связана: с формированием и практической реализацией в стране законодательно оформленной социальной политики, выделением на нее соответствующих бюджетных ассигнований и контролем за их использованием; прогнозированием и планированием социальных процессов; выработкой приоритетных направлений детальности законодательной и исполнительной власти в данной области; созданием институтов социальной защиты населения; выявлением и недопущением социальных опасностей, грозящих обществу; изучением опыта ведущих стран мира в реализации социальной политики и анализом общемировых тенденций в этой сфере, подготовкой соответствующих специалистов.

Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Снижение экономической безопасности непосредственно сказывается на уровне и качестве жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных конфликтов, создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органической части цивилизованной общности.

Социальная безопасность является одним из ведущих компонентов системы национальной безопасности.

В целом социальная безопасность - это совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, обусловленная не только структурой социальной организации общества, особенностями ее функционирования, но и политической, правовой, экологической ситуацией, наличием материальных и интеллектуальных ресурсов гражданского общества и государства. Духовная безопасность представляет собой определенное состояние социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

Таким образом, национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы. https://lektsii.org/14-12013.html 

Экономический потенциал России как основной фактор могущества

Экономический потенциал России зависит от многих составляющих: природных ресурсов России, уровня развития базовых и инфраструктурных отраслей, научно-технического потенциала, трудовых ресурсов и др. Наиболее комплексным показателем оценки экономического потенциала страны остается показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который характеризует уровень развития экономики. Сведения о ВВП России и других стран можно получить из статистических материалов.По сравнению с большинством стран мира Россия занимает громадную территорию, на которой сосредоточены значительные и разнообразные природные ресурсы.Промышленный потенциал России велик, но в последнее десятилетие промышленное производство сократилось и подверглось глубоким структурным изменениям. Научно-технический потенциал страны находится на грани распада, что объясняется не только экономическими реформами, но и сокращением ассигнований на науку, закрытием многих научно-исследовательских институтов, «утечкой мозгов».По количеству трудовых ресурсов Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии и США. Сохраняется высокий интеллектуальный потенциал нации.

Создание Евразийского союза принесет ощущение геополитического величия, повысит экономический потенциал России и укрепит ее позиции на международной арене, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на съезде партии "Единая Россия"."Новый Cоюз принесет не просто ощущение нашего геополитического величия, что, конечно, тоже важно, но он принесет выгоды, пользу каждой российской семье, потому что повысит наш экономический потенциал, даст нам возможность укрепить международное положение России на мировой арене. А это положение, и мы с вами знаем, оно было заслужено трудом огромного количества людей на протяжении многих веков", - сказал президент.По его словам, в будущем к Евразийскому союзу могут присоединиться и другие государства.

"Я рассчитываю, что в дальнейшем и другие нации присоединятся к нам, потому что наш проект - он привлекателен на условиях равноправия, на условиях исторической близости, равенства экономик", - сказал Медведев.

В ноябре в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подписали декларацию о евразийской экономической интеграции - "дорожную карту" интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза.

Дилеммы России в свете расширения НАТО

Россия и НАТО

Существенные изменения в от­ношениях между Россией и странами Европы и Америкой могут возникнуть в связи с настойчивым расширением НАТО, пре­вращением его в «Большое НАТО». Расширяющееся на восток геополитическое поле блока является пока наиболее видимой вершиной айсберга новой стратегической доктрины организации мирового порядка. Под водой спрятаны сценарии вызовов и уг­роз, ожидаемых в начале XXI в. (приблизительно до 2015 г.). В этой стратегии будущий расширенный альянс является «многоблочной» вершиной монополюсного миропорядка (США — супердержава, не имеющая реальных конкурентов-соперников ни в Европе, ни в азиатско-тихоокеанском регионе). Но такое лидерство накладывает на Вашингтон непомерное даже для аме­риканской экономики бремя расходов, особенно военных. Это понимают политики с берегов Потомака, поэтому они останови­лись на «кассетном», или командно-натовском варианте конст­рукций «полюса власти», где НАТО будет нести основные на­грузки по установлению нового мирового порядка.

Места для России в альянсе не может быть никогда, так как ее включение в блок привело бы к выключению из него США. Причин этого много. Геополитические интересы стран Западной Европы и Востока ближе, чем интересы Европы и США. Стру­ны Европы в энергетическом отношении привязаны к России, финансово-экономически Европа теснее связана с РФ, чем Штаты, в разрешении глобальных экологических проблем иподходах к ним.

Россия, об­ладая мощным ракетно-ядерным вооружением, хотя и больной, по потенциально сильной экономикой, может ответить адекват­но действиям НАТО: без дополнительной гонки вооружений в рамках договоренностей по нему она может пойти на создание Евразийского оборонительного союза. Такого ответа не хочется ни Европе, ни США. Не хочется хотя бы потому, что ответственность за развязывание «холодной войны-2» ляжет на Ва­шингтон и страны Европы. Кроме того, во всех странах альянса сформированы программы «вторжения» в XXI в. Приоритетны­ми целями в них являются развитие образования, науки, здраво­охранения, защита окружающей среды. Общественное мнение в странах — членах НАТО ориентировано в большей степени на эти ценности. Установки в общественном сознании на глобализацию и интернационализацию жизни, свободный обмен ин­формацией, услугами, товарами и туризм (понимание концеп­ции мондиализма на уровне обыденного сознания) — все это стало реальностью в большинстве стран Западной Европы. Поэтому далеко видящие политики пони­мают, что «разборка» между НАТО и Россией может привести к тому, что в первой четверти XXI в. будет реально потерян кон­троль за ситуацией в мире.

Все это понимают политики России и НАТО. Но хватит ли у России политической воли, используя объективные условия, по­требовать у лидеров блока надлежащей компенсации за расши­рение на восток?

Минимальной компенсацией России за продвижение НАТО ее границам были бы:

• реструктуризация российского внешнего долга с отсроч­кой платежей по нему как минимум до 2025 г.;• признание за рублем внешней конвертируемости;• разрешение ведущим банкам России (по ее усмотрению) без ограничений открывать свои филиалы в США и стра­нах Европы;• отмена поправки Джексона-Вэника, принятой еще в се­редине 70-х годов, не дающей России права наибольшего благоприятствования. Отсюда — снятие дискриминацион­ных ограничений на поставки в Россию высокотехнологич­ного оборудования, машин, вычислительной техники;• расширение экспорта из России продукции машино­строения, изделий химической промышленности, а не сырья и энергоносителей;

• финансирование проекта по созданию к 2000 г. транс­портного железнодорожного контейнерного коридора ЕС—Россия—АТР с выделением квоты для России не ме­нее 2 млн. большегрузных контейнеров в год к 2015 г.;• обеспечение инвестиций развития не менее 7 млрд. долл. ежегодно к 2000 г. и 10—12 млрд. долл.. — к 2005 г. под льготный процент;• увеличение квоты России в МВФ до 4,5—5%.

В экономический пакет могут войти и другие требования. Политический пакет требований должен прежде всего включать «формат» конституирования и закрепления юридической силы норм соглашений между Россией и НАТО. Это должна быть международная конференция по установлению мер доверия и взаимоотношений между НАТО, Россией и другими странами СНГ на уровне глав государств. Это не менее важное событие, чем конференция в Хельсинки в 1975 г., т. е. оно должно стать Хельсинки-2.

Иначе «вторая волна» расширения НАТО (прием в нее Лат­вии, Литвы и Эстонии) может иметь трагические последствия для всех стран Европы. 
В настоящее время на Западе многие влиятельные государственные деятели, военные чины и исследователи высказывают сомнения в правильности выбранного курса. Однако механизм запущен, и в сложившейся ситуации Запад уже просто не может отступить и отказаться от планов расширения НАТО на восток. Поэтому российское руководство не может остановить уже запущенный механизм. Но исходя из известного принципа «политика — искусство возможного», в создавшейся сложной ситуации оно должно добиваться принятия такого решения, которое было бы сопряжено с наименьшим ущербом для нашей страны.Следует отметить, что вопрос о размещении и неразмещении ядерного оружия или крупных военных контингентов на территории будущих членов имеет не только и не столько чисто военное, сколько политическое, психологическое, моральное значение. Это не в меньшей степени также вопрос о том, насколько Россия может доверять Западу. Тем более, что он наглядно продемонстрировал определенное вероломство, начав процесс расширения альянса.Необходимо учесть, что расширение НАТО — это длительный процесс. Здесь особо надо подчеркнуть, что независимо от того, как западные стратеги оценивают нынешнее положение и исторические перспективы России, в конечном счете европейская безопасность будет определяться балансом сил между НАТО и Россией. Причем в стратегическом плане, т.е. с точки зрения возможностей взаимного гарантированного уничтожения друг друга , обе стороны обладают и в обозримой перспективе будут обладать ядерно-стратегическим паритетом. При таком положении в случае обострения по тем или иным причинам международного положения в Европе и в мире в целом страны Центральной и Восточной Европы могут стать ядерными заложниками НАТО и США.Рассуждения о некой изоляции России на европейском континенте лишены всяких реальных оснований. Как стабильная, так и ослабленная Россия не может самым непосредственным образом не влиять на положение дел в Европе хотя бы потому, что она ядерная сверхдержава . https://lektsii.org/14-12014.html 

Геополитический вектор развития будущей России

 

В настоящее время с геополитической точки зрения Россия находится в том же положении, что и три с половиной века назад. Очертания нынешних российских границ тоже за некоторым исключением напоминают те, что были три с половиной столетия назад. Более 350 лет, в течение которых ценой неимоверных усилий, лишений и героизма наших предков была создана великая держава, обеспечивавшая не только безопасность своим народам, но и стабильность и порядок во всем мире, – едва ли не полностью вычеркнуты из нашей истории. С признания этого печального геополитического факта необходимо начинать при выработке любой перспективной стратегии нашего развития. Соответственно, имеет смысл попристальнее приглядеться к тому, как развивалась Россия в последние три столетия.

Начиная с середины XVII века логика нашего развития была подчинена решению двух важнейших, объективно стоявших перед государством задач: обеспечения выхода к морям и обеспечения надежности и безопасности границ. Эти же задачи объективно стоят перед Россией и сегодня. Однако современное положение осложняется тем, что России необходимо одновременно преодолеть внутреннюю смуту и начать собирание земель вокруг себя. При том времени для долгих раздумий современная динамика событий совершенно не оставляет.С известной долей условности и схематизма стратегию восстановления естественного геополитического статуса России можно разделить на три этапа.

Первый этап – внутренняя консолидация.Впервые после образования русского централизованного государства важнейшую геополитическую задачу – обеспечение выхода к Балтийскому морю – пытался решить Иван Грозный в ходе Ливонской войны. Ряд факторов тогда не позволили России достичь успеха. Важнейшим препятствием на пути к победе стало отсутствие единства среди политической элиты Московского Царства. Не случайно, что именно в ходе этой войны Иван Грозный учредил знаменитую опричнину – своеобразный инструмент для “чистки” боярской знати.. И не случайно именно при нем Россия вернула себе долгожданный выход к Балтике. Все сказанное выше можно безо всяких изъятий приложить к современной России. Пагубный внутренний раскол – вот главная причина нашей нынешней слабости. Таким образом, первая задача, которая перед нами стоит, – достижение консолидации политических сил. До тех пор, пока политики будут непримиримо враждовать, будет расколото и общество, а следовательно – Россия останется слабой и подверженной внешним влияниям.

Можно ли добиться единства? Как это сделать? Таковы существеннейшие проблемы текущей российской политики. Опыт последнего времени показал, что это вполне возможно. Мы имеем как минимум два примера из практики недавнего прошлого, которые показывают путь достижения единства.

Первый пример – отношение к расширению НАТО ни восток, которое вызвало активное неприятие во всех слоях российского общества. Народно-патриотические силы страны всегда были решительными противниками расширения НАТО, ибо это наносит ущерб безопасности России. Второй пример – отношение к концепции устойчивого развития. КПРФ первая поддержала ее, а затем даже включила в свою партийную программу. Теперь, судя по всему, и правительство начинает активно поддерживать эту идею. То же самое происходит и с концепцией многополярного мира.Таким образом, опыт показывает: в идеологическом отношении консолидация общества возможна только на идейной платформе народно-патриотических сил России. Вокруг нее могут объединиться все честные, национально мыслящие, не утерявшие любви к Отечеству государственные и общественные деятели. Только такая консолидация приведет к стабилизации внутриполитической ситуации. А стабильность внутри нашей страны неизбежно приведет к резкому усилению центростремительных тенденций на всем постсоветском пространстве.

Второй этап – “собирание земель”.

Ключевым геополитическим событием трех последних столетий российской истории, предопределившим рост и расширение Государства Российского, было, несомненно, воссоединение Украины с Россией, произошедшее в 1654 году. Это объединение двух братских народов – точнее, двух частей одного народа – стало мощным стимулом развития государства.Сегодня единая русская цивилизация вновь разорвана на три части. Но каждая из них сама по себе обречена на прозябание. Так что проблема нового воссоединения с Белоруссией и Украиной является не просто началом обретения Россией своего естественного геополитического статуса. По сути, это проблема нашей жизнеспособности. От того, как она разрешится, зависит, быть или не быть нашей Родине такой, какой она была всегда – уникальной, самобытной и самодостаточной цивилизацией.

Оголтелая антибелорусская кампания продажных СМИ наглядно продемонстрировала, кто есть кто. Этой бесстыдной клеветнической кампанией компрадорская часть правящей элиты и прозападная интеллигенция откровенно показали всему нашему обществу, до какой степени они боятся и ненавидят возрождающуюся Россию.

Нет никакого сомнения в том, что подлинной причиной антибелорусской истерии является страх. Страх потерять власть, а с нею и источники баснословных доходов.Еще одна причина антибелорусской истерии кроется в геополитической плоскости. Это – досада на то, что сорвался “блестящий замысел” американских стратегов о создании так называемого черноморо-балтийского санитарного кордона, изолирующего Россию от Европы. Неудивительно, что главными союзниками российских демократов здесь оказались Соединенные Штаты, кровно заинтересованные в дальнейшем падении влияния России на международную политику.В свою очередь, народно-патриотическим силам России необходимо всеми доступными средствами добиваться подлинного союза России и Белоруссии. Это – первый, причем, вполне реальный шаг на пути восстановления геополитического контроля России над евразийским “хартлендом” и залог обеспечения нашей национальной безопасности.

Проблема воссоединения России и Украины, увы, намного сложнее. Со времени распада СССР и до настоящего времени наши отношения – не без западной “помощи” – планомерно ухудшались. Причин тому много, но есть две главные. Внешняя: стремление США и Запада полностью оторвать Украину от России и сделать ее буфером между Европой и “непредсказуемой” Москвой. И внутренняя: антироссийская ориентация определенной части нынешней политической элиты Украины.

Третий этап – восстановление естественного геополитического статуса России.

После того, как будут решены задачи первых двух этапов, России станет по силам достичь главной геополитической цели – восстановить контроль над “хартлендом”. Только достижение этой цели сможет обеспечить нашему государству подлинную национальную безопасность.Соответственно, конечной целью российской геополитики должно стать создание какой-либо формы конфедерации, федерации или союза, восстанавливающих единство разорванного геополитического поля, включающего в себя территорию бывшего СССР.Однако в современных условиях, когда центростремительные тенденции еще далеко не преодолены, когда во многих странах так называемого “ближнего зарубежья” у власти находятся политические группировки, не ориентирующиеся на союз с Россией, возрождение единого государства на просторах евразийского “хартленда” вряд ли станет событием завтрашнего дня. Поэтому сегодня речь необходимо вести прежде всего не о принципах создания единого государства, а о принципах и формах геополитического контроля над территорией бывшей Российской империи и СССР. Какие же это принципы? Назовем три важнейших. Первый – принцип взаимовыгодности и добровольности. Большинство народов Российской империи вошли в состав единого государства добровольно, зачастую перед лицом опасности со стороны агрессивных соседей. Этот исторический путь взаимовыгодности неизбежно повторится, как бы ни старались наши недруги разжечь подозрительность и ненависть между братскими народами. Второй принцип – здоровый государственный прагматизм. Геополитическая стратегия России должна преследовать национальные интересы, а не идеологические химеры типа “нового мышления” или “торжества демократии во всем мире”. Должны учитываться все преимущества, риски и опасности, связанные с восстановлением российского контроля над евразийским геополитическим ядром. Третий принцип – индивидуальный подход в отношении каждого партнера. Это обусловливается различной степенью культурного тяготения к России стран “ближнего зарубежья”, разной ориентацией их властных элит, численностью и влиянием русской диаспоры и другими факторами.

Такой подход может значительно ускорить объединительные процессы. Авторы доклада “Возродится ли Союз?”, написанного по заказу Совета по внешней и оборонной политике, полагают, например, что “достаточно реальным выглядит сценарий воссоздания в начале нового века – в виде конфедерации – бывшего союзного государства в составе: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения – с очень большой вероятностью; Украина, Узбекистан, Грузия, Молдавия – со значительной, но не преобладающей вероятностью; Азербайджан, Туркменистан – с еще меньшей вероятностью; Латвия – маловероятно, но не с нулевыми шансами; Эстония и Литва – почти исключено”. Очевидно, что в любой из предполагаемых форм такой межгосударственный союз уже может претендовать на восстановление контроля над евразийским “сердцем мира”.

Россия, безусловно, должна уметь использовать все возможные и доступные формы контроля.

Перечислим главные из них. Военный контроль не утратил своего значения и продолжает оставаться самым надежным. Необходимо активизировать политику, направленную на создание совместных военных сил, прежде всего войск ПВО и пограничной службы, и размещение на территории соседних дружественных государств российских военных баз. Нужно не свертывать, а активизировать роль России в миротворческих действиях в зонах конфликтов, которые угрожают прежде всего ее собственной безопасности. Наша страна имеет широкие возможности заниматься подготовкой офицерского состава для вооруженных сил наших союзников. Наконец, необходимо предпринять все усилия, чтобы рынок вооружений в странах “ближнего зарубежья” оставался исключительно российским. Политический контроль – еще одна древняя форма контроля территории, активно используемая в современных условиях. Несмотря на хозяйственную разруху в России, у нас сохраняются и значительные возможности экономического контроля. Необходимо в полной мере использовать возможности сохраняющегося единого экономического пространства, взаимной технологической и энергетической зависимости сопредельных территорий...Одной из важнейших форм контроля над пространством остается коммуникационный контроль. В нашем случае эта форма особенно актуальна, так как в ближайшие десятилетия на территории бывшего Союза не предвидится никакой альтернативы единой транспортной системе, созданной еще во времена Сталина, Хрущева и Брежнева. Понятно, что в силу чисто географических факторов роль России в этой системе особенно высока. К взаимной выгоде стран “ближнего зарубежья” – не забывая, конечно, и о собственных интересах – Россия может использовать свои транспортные артерии: железнодорожные, морские, речные, автомобильные коммуникации, газо- и нефтепроводы. Огромным ресурсом России является возможность демографического контроля. Многомиллионная русская диаспора в республиках бывшего СССР более чем кто-либо заинтересована в продвижении процесса реинтеграции постсоветского пространства. Защита интересов русской диаспоры – это защита интересов России. Важную роль в современных условиях играет информационный контроль. Он связан в первую очередь с борьбой за информационные рынки, которую ведут между собой российские и зарубежные средства массовой информации. Причем, нашим фундаментальным преимуществом в этой борьбе является тот факт, что русский язык продолжает оставаться языком межнационального общения на всем постсоветском пространстве. И такое преимущество глупо, даже преступно не использовать. Несомненно, что ни одно из новых независимых государств – бывших советских республик – непосредственно не угрожает России. Главной угрозой национальной безопасности нашей страны являются попытки крупнейших мировых держав, так называемых центров силы, установить свой контроль над постсоветским пространством. На пресечение таких попыток и должно быть в первую очередь направлено геополитическое влияние России на евразийском материке.

Но при этом российское правительство, сознающее свою ответственность перед народом и отстаивающее наши национальные интересы – а такое правительство будет рано или поздно создано – должно понять: России незачем стремиться к “жесткому” тотальному контролю над жизненно важным для нее евразийским геополитическим ядром. Более того: грезы о таком контроле являются вредной утопией.

Пространство “хартленда” может и должно стать пространством согласия между правительствами и народами бывших советских республик. Тогда наши соседи поймут: стремление России обезопасить свои границы, воспрепятствовать проникновению иных центров мировой силы в жизненно важные для нее регионы не угрожает сопредельным государствам, если их собственные действия не направлены против нашей страны https://lektsii.org/14-12015.html 

Powered by Bullraider.com