Print

Русская стратегия ч.4 (путь русского общества от Рюрика до сего дня) https://cont.ws/@1972/948472

Таир Рзаев

Прошу строго не судить, заметка написана обыдЕнно, как изба в один день, то есть в одну ночь.

Эта заметка является частью цикла о русской стратегии, выраженной в жанре «благородных истин». Ранее автор обосновал, что история, то есть развитие и взаимодействие народов и их государств, это текущая вершина эволюции живой материи на планете, а народы и их государства строго подчинены общим законам эволюции живой материи.

Введение.

Кто задумывался, почему у нас так бурно в 90-е расплодились всякие альтернативные историки, секты и прочие умственные паразиты? В прошлой заметке был высказан тезис о том, что русский народ получил в 20 веке несколько ран, но наибольшее повреждающее ткань народной души влияние оказали Война и стерильное единомыслие 30-50-х годов. Последнее, видимо, было вынужденной мерой, поскольку единомыслие и возникновение угрозы с Запада совпадают по времени с осознанием этого Сталиным.

Стерильное единомыслие повлекло за собой фактический запрет на гуманитарные исследования. И пока «партнеры» изучали общество и разрабатывали новые способы им управления, например, Голливуд и технологию цветных революций, мы ходили по кругу и бубнили о верности идеалам коммунизма до полного выхолащивания какого-либо реального научного коммунизма из сознания не только граждан и рядовых коммунистов, но и вождей трудового народа. Тогдашняя затхлая, но уютная атмосфера сделала нас расслабленными и неспособными к масштабному видению. Речь о народе в целом, а какие-то отдельные люди, творившие на остатках запала великого 19 века, влияния на общее умонастроение оказать не могли.

Достаточно почитать гуманитарные исследования и прессу того времени, чтобы увидеть бесконечную наивность нас в 80-е. Это сделало нас беззащитными перед различными сектами типа Аум Сенрикё, Мунистов, Белого Братства и прочих разных, имя им легион. Те, вовсе уж очевидные секты схлынули, но остались другие, имеющие покровителей в пост-приватизационной элите РСФСР и прочих частях бывшего СССР.

Уверен, что покровители из элиты, действуя по приказу Вашингтонского обкома, распределяли всем этим некоммерческим организациям гранты из бюджета РФ и регионов. Но и сам народ так и не выработал окончательный иммунитет к разным волхвам, гадалкам, альтернативным здравому смыслу историкам, неопятидесятникам и прочим харизматам, разного рода бредоносам про Звездные храмы и планету Нибиру, неоязычникам и так далее.

Благородные истины про историю развития русского мировоззрения и культуры:

1. У русского мировоззрения и культуры есть несколько истоков:

- общий со всеми индо-европейцами длительный период, который можно назвать арийским для простоты и красивости,

- русская (тогда еще, конечно, восточно-славянская) земледельческая община, которая существовала в условиях, отличных от ранее родственных по культуре племен германцев и других славян,

- опыт взаимодействия с варягами, которые пришли и местное население собрали в большую воинственную державу, но в славянах быстро растворились почти без остатка,

- принятие Византийского варианта Христианства, что кроме прочего означало доступ к живой культурной традиции Древнего мира,

- распад державы Рюриковичей на уделы с вовлечением этих частей в культурные процессы разных других держав: Польши (после унии Великого княжества Русского и Литовского с Польшей), немецких земель (Псков и Новгород были под некоторым культурным влияние торговых партнеров из Ганзы), Золотой Орды, наконец, Червонная Русь была захвачена Польшей и позже Австро-Венгрией, часть будущей Малороссии оказалось между держав в степной зоне,

- возникновение на северо-западной окраине политической нации, получившей при возникновении прививку китайской чиновничьей культуры через баскаков и прочее взаимодействие с феодальным сюзереном - Золотой Ордой (напомню, сами ордынцы получили китайских чиновников, завоевав Китай).

Указанная цепочка обстоятельств и вековая работа духа людей русского культурного пространства и сформировали ту культуру, которую мы сейчас знаем как русскую.

2. К моменту расселения на пространстве Восточно-европейской равнины славяне представляли из себя привычные нам по книгам и фильмам воинственные роды и племена, живущие в стадии разложения общинно-родового строя, при котором начала выделяться и обособляться родовая военная и управленческая верхушка и образовываться государственность. Одновременно из Западной Европы с побережья Балтики переселилась на озеро Ильмень крупная группа славян, которых мы знаем под именем словене ильменьские, эти словене не потеряли торговые связи с Балтикой и потом участвовали в Ганзе. Будущие русские имели сходные с прочими индо-европейскими народами миропонимание, пантеон богов и воинственность. По большому счету предки на тот момент представляли собой культурную периферию постримской Европы.

Однако, у обеих групп славян имелось от германских и прочих родственных европейских народов значимое отличие. У них не было больших семей с отцами семейств во главе, славяне жили малыми семьями (родители и несовершеннолетние дети) в сравнительно небольших избах и вели семейное хозяйство. В западно-европейскую семью входит несколько поколений, но главное, в такой семье нет равенства между взрослыми мужчинами, есть глава семьи, который владеет всем имуществом и имеет власть над прочими членами семьи. Русская же община всегда сообщество всех взрослых мужчин, в которой равные права имеют все мужчины-землепашцы. Нам дико читать записки арабов об ар-рус, то есть варягах, которые могли заниматься любовью тут же при гостях. Но это нормально для людей, живущих в больших домах на десяток семей и с домашними рабами тут же. Шведская семья не с ровного места. Мелкопоместные рыцари во Франции спали ради тепла на кухне на одной кровати со слугами по краям. Это различие имело огромное значение для семейной этики и общественного устройства.

Западный человек рождается и воспитывается в иерархичных отношениях, мы все из детства, потому и общество Запада всегда иерархично, в нем множество членов с разными статусами. Русский ребенок растет равным своим братьям и сестрам. Русские родители и сейчас стремятся распределить свою любовь и заботу. Такое детство определяет будущее общество равных прав на основе равных обязательств по вкладу в общее дело. Малая семья гораздо уязвимее, поэтому соседи особенно в суровых условиях средневековья всегда оказывают помощь и поддержку, малые дети никогда не чужие, не свои престарелые родители обеспечиваются поддержкой и так далее.

Важность такого различия с европейским обществом сложно переоценить. Этим объясняется и способность русского народа в ускоренном темпе вбирать выходцев их других народов и целые народы. Эти отдельные выходцы и народы не чувствуют себя лишними в русском обществе, нет трений и границ. А поскольку русские по отношению к другим народам всегда являлись источником более продвинутой культуры, то обрусение происходило и происходит почти мгновенно, часто уже в первом поколении. К сожалению, мне не известно, где, как и когда возникла разница между проторусской семьей и семьями прочих индо-европейцев. Но на момент прихода варягов эта разница прослеживается археологически.

3. Еще Ярослав Мудрый помнил о том, что его предки пришельцы на земле славян. В своем завещании он оставлял детям «землю отцов и дедов ваших, которую они добыли трудом своим великим». Надо помнить, что он был знаком и сидел за одним столом с многими правителями Северной Европы и Британии, отдал дочь во Францию и так далее. Можно уверенно сказать, что Русь на тот момент была обычным ранне-феодальным европейским государством, внешне отличающимся только размерами и мощью. Структура общества, законодательство, вооружение, тактика, производственные силы были почти неотличимы. Но только внешне, разница была уже. Для понимания нужен контраст. В Британии ровно те же варяги (автор в курсе, что не те же и была не одна волна завоеваний, но это не к месту) не растворились в тамошнем обществе до сих пор. Помните Пигмалион? Хиггинс учит подобранную с улицы девицу из простонародья не только манерам высшего общества но и языку. А это 20 век! То есть, британцы говорили на разных диалектах еще в 20 веке. Лингвисты знают, что в некоторых кругах Лондона суржик кокни есть и сейчас в эпоху глобализации. Совершенно не так в России.

У нас варяги обрусели мгновенно. Идут споры относительно их этнического происхождения. Для истории русского общества и культуры это не имеет особого значения. Археологи фиксируют резкую разницу между славянскими ископаемыми древностями и ископаемыми древностями пришельцев, то есть у местных славян и пришельцев культура была разная. Для нас важно не их славянство, германское, балтское или угоро-финское происхождение, а что русская культура переработала варягов почти без остатка.

А что привнесли Рюриковичи и прочие варяги в русскую жизнь, есть ли их вклад? Есть. Русские приобрели охоту и привычку к тому, что варяги называли «викинг», то есть набег. Ушкуйники, грабившие по всей Волге до Каспия, днепровские казаки и так далее. Конечно, русские, как и все потомки охотников-собирателей, легко образуют ватагу, но варяги привнесли свои оттенки: особую дерзость, бесстрашное первопроходчество и товарищество, которые не наблюдается у прочих славян. Кроме того, русское общество в целом приобрело некоторые черты германского военизированного орднунга, к которому, забегая вперед, была присоединена и тактическая изощренность Степи. Несравненная русская воинская доблесть возникла не вдруг и неспроста, у всего есть причины.

4. Впервые слово «Православие» написано на русском языке в «Слове о законе и благодати». Разумеется, «Слово…» перевод с греческого. Но тут важен выбор текста для перевода. Предки выбрали текст о том, что благодать выше закона, мотив о ничтожности лукавства фарисеев и книжников перед Божьей благодатью окрашивает всю русскую культуру и жизнь уже тысячелетие. Русскими отрицаются договорные отношения с Создателем и вменяется в обязанность вера живая как основное мерило личности. Этот высочайший уровень духовности вместе с особым видом молитвенного делания – умной молитвой становится стержнем и направлением русской мысли.

Тут надо пояснить, что древние не использовали слово «сознание» или «разум», употреблялось слово «ум». Например, малый грех «без ума смеяхся» означает не глупый смех а смех неосознанный, грех не в собственно смехе а в потере осознанности. Кроме высокой духовности с Православием на Русь пришла живая культурная традиция всего Древнего мира: ремесло, искусство, архитектура. По тому, как древнерусские люди оказались способны сразу воспринять высокую христианскую этику, можно утверждать, что в рамках наличествовавших материальных возможностей смогли освоить и все остальное. Жаль, что от того времени нам мало что осталось посмотреть и потрогать.

 

5. Напомню, в заметке https://cont.ws/@1972/926083 обосновано, что история человества это часть общего эволюционного процесса живой материи. Все лишнее, отягощающее наилучшее выживание и воспроизводство, отмирает. Так в условиях оскудения торгового пути из варяг в греки отмерла затратная единая власть над всеми русскими землями. В 12 веке Русь погрузилась в ровно то состояние, что переживала вся Европа, и состояла из множества уделов, занятых модной сейчас Игрой престолов. Собственно русское развитие продолжилось только в Новгороде Великом, Пскове и тех русских землях, что объединились в Великое княжество русское и литовское. Языком княжества был русский, вера - Православная и литовское язычество русскому родственное как и сами его носители - балты, три четверти пространства состояло из русских удельных княжеств, населенных православными русскими. Особого взлета культуры в это время не отмечено, но русскость и Православие хранили строго. Неправда ли, напоминает текущее государственное образование с именем Белорусь? Те еще партизаны уже тогда были и сейчас остаются.

 

Русские земли были вытолкнуты из этого государства союзом (личной унией) правящей литовской династии с Польшей, которая пыталась окатоличить и полонизировать русских. Тут надо сказать, что поляки не виноваты, такова была логика их внутреннего общественного развития. Для данной заметки важно, что русские на этом пространстве упорно сохраняли и сохранили русскость. Это означает, что, если не повторят ошибку бывшей УССР и литовской династии, то в виде перелицованной БССР они долго еще могут существовать как жизнеспособный осколок СССР.

Есть и еще один урок истории и опыт государственного объединения русских: Северские князья с северскими землями и городами: Новгород-Северский (сейчас Черниговская область), Чернигов, Переяславль-Русский (сейчас Переяславль-Хмельницкий Киевской области), Путивль (сейчас Сумская область), Трубчевск (сейчас Белгородская область), Рыльск (сейчас Курская область) и Курск добровольно перешли от Речи Посполитой под руку Москвы. Кстати, это сделало Великое княжество московское величайшей державой Восточной Европы. Сейчас потомки племени в разном произношении северов, сиверцев, сивер или северян, населяющие плодородные лесостепи от Рязани до Киева, продолжают в деревнях говорить на своем диалекте, но разделены и проживают на территории бывших РСФСР и УССР. После антипольского восстания в 1654 году и Киев перешел под руку Москвы и продолжил играть существенную культурную и религиозную роль в истории русского общества.

6. Хуже сложилась судьба Червоной Руси с великокняжеским столом в Галиче. В 14 веке ее захватила Польша, а после ее раздела русские Червоной Руси оказались в Австро-венгерской империи. В отрыве от прочих русских в их речи возникло много новых слов, а сама речь приобрела особенности. Тем не мене, до конца 19 века они самоназывались русскими и русинами. Однако, австрийцы сумели пробить брешь в их самосознании и привить им мысль об отдельности и самобытности их народа. Важнейшую роль в этом сыграло униатство, священство которого действовало как руководители деструктивной секты. Русские Червонной Руси, считающие себя украинцами, проявили себя как все прочие представители деструктивных сект, претендующих на образование государственности, например, запрещенная в России ИГИЛ или манихейцы прошлого.

Это язва на теле русского народа, которой еще предстоит подобрать лекарство. Хирургия не подойдет, мы же не можем их всех переселить в другое полушарие или убить без непоправимой нравственной травмы для самих себя.

7. Не менее трагично сложилась судьба русских, проживавших южнее Киева и северских земель. После монгольского погрома эти земли на столетия стали ареной борьбы за существование. Литовские, польские и ордынские властители боролись за эти земли, ордынцы-крымчаки постоянно уводили русский полон, безобразничали потомки бродников – казаки. Все это, а также существенная примесь степной крови (смотри фото Турчинова) и культуры, оказало влияние на русских этих земель. Выработался способ выживания, который можно описать как хатаскрайничество и постоянная изменчивость в выборе стороны. Другие способы выживания были просто физически уничтожены. Привычный прием – поделиться на части, которые поддерживают разные стороны. Опыт последних веков показывает, что эти части могут друг друга даже истреблять, но это им не мешает перетекать одна в другую без препятствий, ибо на самом деле это единое целое. Обычное для славянской тактики заманивание стало единственным тактическим приемом и дошло до внешней покорности завоевателям. Но эта покорность обманчива, под этой личиной раба скрывается обычная русская жизнестойкость и непокорность, которая ждет своего часа.

Как современные захватчики – США ни пытаются поставить их под контроль и заставить воевать с Россией, ничего не выходит. Вроде, все делают, как сказано, а не выходит. К сожалению, от Москвы эти люди будут отбиваться также изощренно и умело. Но это гораздо меньшая сложность для воссоединения русских чем галичанское сектанство, поскольку в основе укрАинного поведения лежит целесообразность, здравый смысл и желание выжить и сохраниться. Кстати, на территории бывшей УССР это не вполне понимают русские без этой укрАинной поведенческой примеси, одни всерьез считают себя нацистами, другие всерьез с ними воюют.

Совсем не случайно, что основой ВСУ являются люди с русскими фамилиями, происходящие корнями с великорусских земель, не прошедших укрАинный опыт выживания под постоянной угрозой иноплеменного набега. Вообще, настоящий нацизм возможен только на базе державного народа, поэтому нацистов больше среди великороссов, в том числе дончан, извесно же, что среди ополченцев есть люди с наколотыми свастиками. А из малороссов худо получается и государствообразующая нация, и нацисты. А поскольку европейцами они никогда не станут, как страус не взлетит, то они неизбежно доразрушат осколок общерусской государственности, то есть бывшую УССР, и войдут в состав того или иного русского государственного объединения.

8. Великороссы, то есть русская политическая нация современного вида родилась в Залесье, куда русские массово переселялись от степных набегов. Были поставлены города по торговому волжскому пути от Новгорода Нижнего до Волока Ламского. При возникновении эта новая политическая культура получила прививку от раздробленности и самодеятельности князей, а также опыт взаимодействия с культурой Великой степи и Срединной империи, то сеть Китая. Все монголоиды отличаются известным общественным своеобразием и склонностью к полной согласованности действий. Китай же выработал для этой цели особый способ – создание чиновничьей иерархии. Этот способ не имеет ничего общего с западной корпоративной культурой и государственностью западного типа, которая основана на соблюдении частных прав частных лиц, согласно их положению в общественной пирамиде.

Чиновничество в Китае является самоценным и олицетворяет государство. У нас, разумеется, не слепок с их общественного устройства, это невозможно, русские совершенно другой народ в иных природных условиях, но очень много схожих черт. Для великоросса государство тоже является важнейшей ценностью, а какое-либо совместное действие возможно только по команде начальства. Другое дело, что в отсутствии такой команды русские склонны сами образовывать органы управления постоянные или на время. То есть, русские не теряют способность действовать без команды начальства. Кстати, европейцы это тоже не понимают, для них право на управление может быть основано только на уже имеющемся праве управлять, иначе это слом общественного устройства. Герцог может стать королем только по определенной законной процедуре. Президент может быть только согласован с элитами или стать им по праву силы, то есть по сути тоже согласован элитами, согласными не восставать.

Поэтому самопровозглашенность для них бессмыслица, а для нас естественное явление, поскольку источником власти у русских является вся община в равной степени без подавляющего права старейшин/элиты решать за всех. Великороссы вобрали в себя постепенно все древне-русские земли и людей, а также множество прочих народов, которые вместе с великороссами создали величественный образец европейской культуры. Два главных достижения: православная духовность (независимо от несоблюдения русскими сейчас обрядов) и опыт построения общества без подавления способности человека к труду. Эти два достижения неразрывно связаны и проистекают из свойств народа, уходящих в непрослеживаемую языческую древность.

9. Русский народ, сохраняет культурное единство, но как любой большой народ состоит из множества частей, отличающихся разными чертами и способами построения сообщества и взаимодействия с окружающим миром. Большим своеобразием отличаются поморы, донские казаки (включая часть территории бывшей УССР), кубанские казаки и все особенно произносящие звук «г» (след ассимиляции русскими степного населения), уральские казаки, терские казаки, уральцы (в основном из-за староверов и казаков), дальневосточные жители, сибиряки, очень значимы разные староверы в разных местностях и внутри различных общественных слоев, рязанцы, волжане, жители черноземной полосы (потомки северян отдельно), жители нечерноземной полосы, относительной однородностью отличаются жители всех больших городов, выросших при СССР, типа Киева, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Томска, Минска, Владивостока и т.д., питербуржцы в этом ряду стоят особо, жители Псковской и Новгородской областей.

Русские отличаются различными примесями иных народов, скажем великороссы вобрали угро-финнов и балтов, белорусы чем дальше на запад тем больше у них балтской примеси, у малороссов сравнительно больше степной составляющей, русские новороссийских земель, заселенных в 18 веке вобрали множество выходцев из разных народов: молдаване, греки, румыны, болгары, сербы, евреи, немцы и даже одного де Рибасса. Все вместе понабрались кавказцев, азиатов и западноевропейцев. В сущности, внутри русских можно провести границы почти в любых местах и будет как бы правильно. Только зачем? Для каждого человека и всего народа лучше вместе. От воссоединения будут проигравшие, это постсоветская приватизационная элита, являющаяся выгодоприобретателем развала СССР. Опечалимся ли мы о дворковичах - порошенках, или о богдасарян - шуваловых?

Ранее изложенные заметки:

https://cont.ws/@1972/926083 - о истории как части эволюции живой природы и что из этого следует практически,

https://cont.ws/@1972/944264 - о текущем состоянии общества на территории бывшего СССР,

https://cont.ws/@1972/925061 - о воссоединении с Украиной подробнее.

Следующая заметка будет о русской военной стратегии и тактике времен Московского царства и том, почему корпуса ВСН не пошли в наступление, могли, но не взяли Мариуполь и Запорожье. 

Powered by Bullraider.com